15. Мейербер, "Гугеноты"
«Гугеноты» (26 Февраля 1836 г.). Это первая собственная историческая опера М., положившая начало целой веренице романтических опер, где личная драма героев развивается на фоне подлинных исторических событий. Так, в «Гугенотах», любовная драма кровавых событий мрачного XVI в.: гугенот Рауль и католичка Валентина гибнут во время Варфоломеевской ночи. Соответственно в музыке противопоставлены не только лирика и массовые сцены, но и два враждебных лагеря. Католики - за исключением Валентины и навязанного ей отцом в мужья графа Невера, показаны жестокими и лицемерными, протестанты - пусть грубоватыми, но честными и жертвенными борцами за идею. Эти качества гугенотов музыкально воплощены в теме протестантского хорала, которая излагается в интродукции в виде характерных вариаций, а затем ещё дважды в устах старого слуги Рауля - Марселя. Мейербер допустил здесь историческую вольность, у франц. протестантов не сложились свои музыкальные традиции. I проведение темы: (T - VI - S) мощное нарастание ко II строфе, немного архаичный колорит звучания. После I проведения хорала - интермедия, лирическая тема у скрипок. I вариация: хорал проводится в верхнем голосе, оплетаемый снизу плавной фигурацией. Но уже II период (тот, что был гимном) обретает в своём изложении нечто плясовое. Нарастание темпа к концу интродукции всё более разрушает характер исходного образа. М. использует стретто на вычлененном начальном мотиве как средство нарастания к кульминации, которое ведёт к канканному варианту темы хорала. Этим канканом завершается интродукция, без репризы переходящая в начало I акта. I д. происходит в замке графа де Невера, где собрались на дружескую пирушку дворяне - католики. Т.о. хорал переходит в непосредственно в сцену светских развлечений - друзья играют в кости и поют о молодости, любви и беззаботном веселье. Весь I акт построен исключительно на одних мужских ансамблях и хорах. Муз. яз. предвосхищает оперетту. На пир приглашён и молодой гугенот Рауль де Нанжи, которого Невер просит принять как брата - ведь сам король решил положить конец давнеё вражде с протестантами. С приходом Рауля и первыми приветами общество садится за стол. В этот момент исполняется пиршественная песнь - по-французски. Выясняется, что это пиршество прощальное: завтра Невер должен вступить в брак. Он скорбит о покидаемых им «жертвах» и о холостятской свободе, и предлагает своим друзьям прославить дам своего сердца. I слово предоставляется Раулю, но он не может назвать имя своей дамы, поскольку сам его не знает. Рауль случайно встретил даму в носилках, которую грубо оскорбляла толпа молодых людей. Он разогнал обидчиков и, приблизившись к носилкам, был поражён красотой девушки. Вся история излагается в речитативе, а далее звучит романс Рауля - в стиле итальянского бельканто. М. использует типично романсовую романтическую гармонию (III и IV ступени лада). Романс предваряется сольной каденцией альта, и затем весь запев строится на фоне его фигурации. Форма - куплетная, оба куплета завершаются иронически-беспечными комментариями хора. Марсель - слуга Рауля, убеждённый гугенот, обеспокоен пребыванием своего хозяина в обществе нечестивых (в этот момент впервые звучит хорал в вокальном варианте). Один из дворян узнаёт в марселе солдата, ранившего его у форта Лярошель, и предлагает ему выпить за свидание. Марсель не хочет пить, но использует его предложение, что бы спеть боевую песню «Лярошели» для «антипапистской пропаганды» - оч. эффектный номер. Между куплетами - комментарии хора, потешающегося над старым воякой. Между тем слуга докладывает о прибытии неизвестной дамы желающей говорить с Невером. Граф сначала не хочет расставаться с друзьями, но потом всё же соглашается. Гости обсуждают происходящее и пытаются разглядеть даму в окошке молельни. Рефреном этой сцены становится ещё один мужской ансамбль опереточного типа. Именно в этой сцене завязывается узел драматического конфликта: Рауль, беседовавший в стороне с Марселем наконец тоже соглашается подойти к окну и узнаёт в даме таинственную незнакомку, которую он полюбил с I взгляда. Однако, прежде чем он узнает, что Валентина, тоже полюбившая его с I взгляда, пришла к своему жениху Неверу чтобы отказаться от брака, навязанного её по воле отца, фанатичного католика Сен-Бри, Рауль совершит ещё много неисправимых поступков. Т.к. Невер, уязвлённый отказом, не раскрыл перед друзьями тайну посещения и Рауля терзает ревность. В этой сцене появляется новое действующее лицо - паж Урбан (женский голос). Он приносит послание от королевы - Маргариты Валуа, которая поздравляет счастливчика. Невер убеждён, что счастливчик - он, но оказывается, что это Рауль. И гости Невера, ранее подшучивавшие над Раулем, наперебой клянутся ему в вечной дружбе. Начинает сцена как канон, а затем переходит в лёгкую скороговорку солистов и хора. II д. разворачивается в замке королевы. Дуэт Маргариты и Рауля. Маргарита пригласила Рауля, что бы склонить его к браку с католичкой Валентиной - своей подругой. Она надеется, что союз гугенота и католички положит конец распрям между враждующими партиями, заодно она хочет устроить судьбу своей подруги вопреки воле её отца. Королева поддаётся обаянию Рауля, и ей приходится постоянно напоминать себе о долге перед подругой. В свою очередь Рауль поражён красотой королевы, однако, у его пылких излияний есть и другая подоплёка - отомстить неверной незнакомке. Так возникает их любовный дуэт с двойным психологическим подсмыслом. Страсть, сдерживаемая и наигранная, флирт на грани чувства и долга. В итоге из контрастных разделов, разделённых речитативом, складывается большой романтический дуэт-сцена. Объединяющую роль выполняет Allegretto, тема кокетства Маргариты, дважды отвечающей на пылкие речи Рауля. В финале II д. разразится катастрофа: после клятв примирения и верности, Рауль видит Валентину, которую подводит ему Сен-Бри, и в ужасе и гневе отказывается вступать с нею в брак. Общее потрясение слишком велико чтобы выяснять причины отказа. Теперь Рауль считает себя оскорблённым, а отец Валентины жаждет смыть оскорбление, нанесённое ему Раулем, кровью. III д. становится ареной стычек между гугенотами и католиками, которых отныне ничто не может примирить. Действие начинается картиной праздничного вечера (резкие контрасты характерны для романтизма). На одной стороне сцены - студенты-католики, на другой - пирующие гугеноты-солдаты. Однако, первоначально, конфликт разворачивается не между этими группами, а между участниками свадебной церемонии Валентины и гугенотами. Составляющие конфликта «экспонируются» порознь. Сцену открывает военная песнь гугенотов «Ратаплан» (подражание барабанной дроби), исполняемым a'cappella. Издали приближается свадебная процессия, так же поющая a'cappella + солистки. Это стилизация молитвы, без цитат. Смуту вносит Марсель, разыскивающий графа Сен-Бри, что бы передать ему вызов на дуэль от Рауля. Он бесцеремонно проталкивается сквозь процессию, а в ответ на замечания утверждает, что все эти церемонии не имеют никакого отношения к Богу. Тут-то и начинается свара: гугеноты снова принимаются горланить «Ратаплан», процессия продолжает молитвенное песнопение, а наблюдающие за этим со стороны католики готовы ринуться в драку. Но когда драка уже почти началась, на сцене появляются цыгане и разрежают обстановку весёлым гомоном и танцами. Пока разворачиваются эти события, Сен-Бри и Морервер сговариваются о том, как погубить Рауля. Их разговор случайно подслушивает Валентина, оставшаяся до вечера молиться в часовне. Стремясь спасти Рауля от верной гибели, она разыскивает Марселя и просит предупредить Рауля об опасности. Однако Рауль неспособный на предательство не хочет слушать предупреждения Марселя и смело идёт в бой (здесь звучит ещё 1 мужской ансамбль). Но на дуэли Марсель оказывается начеку: заслышав шаги, он обнажает шпагу и преграждает дорогу Мореверу, который с двумя вооружёнными людьми спешит на помощь Сен-Бри. Когда же из засады показываются и другие вооружённые католики, Марсель стучит в дверь трактира, вызывая единоверцев уже знакомым лютеранским хоралом. Далее завязывается потасовка, и только появление Маргариты останавливает дерущихся. IV д. - драматическая кульминация «Гугенотов»; здесь сосредоточены самые знаменитые номера оперы: сцена заговора и освящения мечей и дуэт Валентины и Рауля. Именно здесь роковое переплетение судеб героев и религиозных распрей достигает той степени неразрывности, когда трагическая развязка оказывается неизбежной. В дом Невера является Рауль, которому Маргарита в конце III акта открыла истинную причину появления Валентины на злополучной пирушке. Теперь им овладела одна мысль, - он хочет умереть. Заслышав приближение отца и мужа, Валентина просит Рауля спрятаться. Т.о. он становится свидетелем заговора католиков, а так же отказа Невера участвовать в резне (Сен-Бри приказывает взять его под стражу на время Варфоломеевской Ночи). Сцена заговора складывается из ряда самостоятельных и сольных ансамблевых и хоровых разделов. Открывает её воинственный призыв Сен-Бри: - «Нам всё грозит войной». Ораторская призывная интонация, сурово-энергичные жесты оркестра, лаконичные отклики хора, - всё это связывает начальную тему с музыкой франц. революции. Затем Сен-Бри запевает гимническую тему в e-dur: - «В нашем правом деле», соединяющую пунктирные призывы из «Марсельезы» и плавность итальянской кантелены (это единственная темя, которая будет повторена в конце гигантской сквозной сцены). Запев Сен-Бри перерастает в ансамбль, отражающий противоречивые чувства героев: Невер преисполнен гнева и отвращения, Валентина в отчаянии. После ареста Невера начинается собственно заговор. Сен-Бри инструктирует вождей народа. Далее начинается освящение мечей: появляется процессия монахов. Когда же заговорщики обнажают оружие для благословения, М. находит один из небывалых прежде гармонических эффектов. На фоне тихого, «предгрозового» тремоло литавр, у разных групп духовых сопоставляются гармонии E-dur, As-dur, C-dur, причём один аккорд берётся PP , другой ff, чередуясь; на той же теме вступает и хор, после чего следует репризы темы монахов. Кульминационным разделом становится возвращение темы «правого дела», после чего заговорщики расходятся. Вышедший из укрытия Рауль рвётся на улицу, чтобы предупредить братьев по вере о грозящей опасности. Валентина пытается удержать его от верной смерти. Однако подлинную славу принесла дуэту не эта тема, а тема вырвавшегося у Валентины признания в любви. Композитор использует здесь тональный сдвиг в Ges-dur (тональности с «гроздьями» бемолей - символ любовного упоения), «грозовые» тремоло в басу (любовный экстаз на грани смерти - ещё одна черта зрелого и позднего романтизма), дублировка голосов у оркестра в репризе-кульминации и, наконец, вторжение похоронного колокола, знаменующего конец идиллии. Заслышав звук колокола, Рауль пробуждается от грёз, и вспоминает о долге перед братьями по вере, которым грозит гибель. Начинается заключительный раздел дуэта, где лихорадочно-возбуждённая тема Рауля сопоставляется с нежными уговорами Валентины, которая как бы стремиться вернуть разрушенную идиллию. В сущности, опера могла бы на этом закончится. Но V д. произойдёт ещё много событий: Рауль ворвётся на придворный бал с известием о резне, католики будут расстреливать в протестантском храме женщин и детей, Валентина, ставшая свободной после того, как католики расправились с Невером, найдёт Рауля, но вместо того что бы бежать, умрёт рядом с ним, сражённая пулей солдат, которыми командует её отец. Так, реками крови и общим ужасом, завершаются «Гугеноты».
- 1. Романтизм в музыке
- 2. Россини. Творческий облик.
- 3. Беллини. Творческий облик.
- 4. Вебер. Творческий облик
- 5. Мейербер. Творческий облик.
- 6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.
- 7. Доницетти. Творческий облик
- 8. Шопен. Творческий облик.
- 9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.
- 10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
- 11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)
- 12. Героическая тема в творчестве Бетховена
- 13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков
- 15. Религиозная тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 16. Становление немецкой национальной оперы.
- 17. Становление "большой" французской оперы.
- 18. Становление итальянской романтической оперы
- 19. Роль музыки в жизни общества и положение музыкантов в первой половине XIX века.
- 20. Образы природы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 21. Образы мировой литературы и драматургии в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 22. Сказочные и фантастические образы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 23. Историческая тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 24. Отражение современности в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 1. Бетховен, "Кориолан".
- 2. Бетховен, "Эгмонт"
- 3. Бетховен, "Леонора №3"
- 4. Бетховен, "Фиделио".
- 5. Бетховен, Missa Solemnis.
- 6. Бетховен, 9 симфония
- 7. Бетховен, 6 симфония
- 8. Бетховен, 5 симфония
- 9. Бетховен, 3 симфония
- 10. Вебер, "Вольный стрелок"
- 11. Россини, "Севильский цирюльник"
- 12. Россини, увертюра к опере "Вильгельм Телль"
- 13. Беллини, "Норма"
- 14. Доницетти, "Любовный напиток"
- 15. Мейербер, "Гугеноты"
- 16. Шопен, соната №2 b-moll