16. Становление немецкой национальной оперы.
Происходит в эпоху романтизма, потому что до этого хоть и были зингшпили Моцарта (который поднял какую-то традицию немецкой оперы на небывалую высоту), "Фиделио" Бетховена (продолжил линию Моцарта). На их достижения опирались романтики, которые также опирались на Глюка (хоть его оперы пелись на итальянском и французском, но он был родным), который был новатором.
Романтики обратились к национальным сюжетам, истории, к народному духу. Вебер начал первый, но до Вебера начала формироваться немецкая романтическая опера. Композиторы - Шпор, Гофман. Гофман - ключевая фигура, так как он был и писателем, и музыкальным критиком, и дирижером, и композитором (написал немецкую оперу "Ундина", Вебер пропогандировал эту оперу). Ранние немецкие оперы были с типичными романтическими сюжетами - фантастические, злые силы и т.д. Вебер писал Волшебный стрелок, потому что она была невероятно театральной, давшая романтику развернуть свою фантазию и ввести новую форму (мелодрама), новую роль оркестра. Оказался основоположником немецкой романтической оперы (т.к. Шпор, Гофман и др. - подготовка к этому). Его "Вольный стрелок" была еще опера с разговорными диалогами, было много песенных номеров. Но хотел написать большую романтическую оперу, поэтому затем написал "Эврианту", в которой сюжет не немецкий. Это первая опера на немецком языке без разговорных диалогов со сквозным действием. Третья опера писалась для Англии - "Оберон" с чертами, близкими для англичан, хоть и мечтал сделать ее для немцев (развить музыкальные номера, сделать сквозное действие с речетативными диалогами), но не успел. Вебер открыл область фантастики. В Вольном стрелке фантастика мрачная, а в Обероне светлая, лирическая.
- 1. Романтизм в музыке
- 2. Россини. Творческий облик.
- 3. Беллини. Творческий облик.
- 4. Вебер. Творческий облик
- 5. Мейербер. Творческий облик.
- 6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.
- 7. Доницетти. Творческий облик
- 8. Шопен. Творческий облик.
- 9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.
- 10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
- 11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)
- 12. Героическая тема в творчестве Бетховена
- 13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков
- 15. Религиозная тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 16. Становление немецкой национальной оперы.
- 17. Становление "большой" французской оперы.
- 18. Становление итальянской романтической оперы
- 19. Роль музыки в жизни общества и положение музыкантов в первой половине XIX века.
- 20. Образы природы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 21. Образы мировой литературы и драматургии в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 22. Сказочные и фантастические образы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 23. Историческая тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 24. Отражение современности в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 1. Бетховен, "Кориолан".
- 2. Бетховен, "Эгмонт"
- 3. Бетховен, "Леонора №3"
- 4. Бетховен, "Фиделио".
- 5. Бетховен, Missa Solemnis.
- 6. Бетховен, 9 симфония
- 7. Бетховен, 6 симфония
- 8. Бетховен, 5 симфония
- 9. Бетховен, 3 симфония
- 10. Вебер, "Вольный стрелок"
- 11. Россини, "Севильский цирюльник"
- 12. Россини, увертюра к опере "Вильгельм Телль"
- 13. Беллини, "Норма"
- 14. Доницетти, "Любовный напиток"
- 15. Мейербер, "Гугеноты"
- 16. Шопен, соната №2 b-moll