logo
Консультация 2-4

16. Становление немецкой национальной оперы.

Происходит в эпоху романтизма, потому что до этого хоть и были зингшпили Моцарта (который поднял какую-то традицию немецкой оперы на небывалую высоту), "Фиделио" Бетховена (продолжил линию Моцарта). На их достижения опирались романтики, которые также опирались на Глюка (хоть его оперы пелись на итальянском и французском, но он был родным), который был новатором.

Романтики обратились к национальным сюжетам, истории, к народному духу. Вебер начал первый, но до Вебера начала формироваться немецкая романтическая опера. Композиторы - Шпор, Гофман. Гофман - ключевая фигура, так как он был и писателем, и музыкальным критиком, и дирижером, и композитором (написал немецкую оперу "Ундина", Вебер пропогандировал эту оперу). Ранние немецкие оперы были с типичными романтическими сюжетами - фантастические, злые силы и т.д. Вебер писал Волшебный стрелок, потому что она была невероятно театральной, давшая романтику развернуть свою фантазию и ввести новую форму (мелодрама), новую роль оркестра. Оказался основоположником немецкой романтической оперы (т.к. Шпор, Гофман и др. - подготовка к этому). Его "Вольный стрелок" была еще опера с разговорными диалогами, было много песенных номеров. Но хотел написать большую романтическую оперу, поэтому затем написал "Эврианту", в которой сюжет не немецкий. Это первая опера на немецком языке без разговорных диалогов со сквозным действием. Третья опера писалась для Англии - "Оберон" с чертами, близкими для англичан, хоть и мечтал сделать ее для немцев (развить музыкальные номера, сделать сквозное действие с речетативными диалогами), но не успел. Вебер открыл область фантастики. В Вольном стрелке фантастика мрачная, а в Обероне светлая, лирическая.