5. Бетховен, Missa Solemnis.
Новаторское произведение, рассчитанное на концертное исполнение. Написано в 1819-1823 гг. Премьера - 26 марта 1824 г. в Санкт-Петербурге. Своеобразное послание к человечеству (входит в один ряд с «Фиделио», сонатой с хором, 9-й симфонией). Вагнер писал «Лоэнгрин», отталкиваясь от вступления к «Bеnеdictus». В музыке мессы используются старинные лады (дорийский), подобие техники на cantus firmus. Но в целом это классическое произведение. В «Dona nobis» цитируется «Аллелуйя» Генделя. Все основные темы проводятся в оркестре, хор лишь подхватывает. Kyrie. Две тон-сти: D-dur и B-dur. Музыка очень светлая, нежная. В оркестре звучат основные темы: 1) «Kyrie» 2) «eleison» 3) «Christe». Сложная трёхчастная форма. Середина - фугато на темы «Christe» и «eleison» в h-moll. Реприза в G-dur. 209-й такт - кода. Gloria. Форма - свободно трактованное многоступенчатое рондо. Эту форму позже будут использовать Брукнер и Шуберт. Два крупных эпизода: Gratias и Qui tollis. Внутри первого проведения рефрена - тоже небольшой эпизод (Et in terra pax). Финал - Amen. После финала звучит рефрен. Тема рефрена излагается в оркестре - гаммообразные пассажи: «разбегающиеся лучи света». Glorificamus - фугато. 117-й такт - C-dur, образ Бога во славе. Gratias - нежность к Богу. Qui tollis - Larghetto. Miserere - тема слёз. Qui sedes - образ всемогущего Бога. Сочетание этих тем приводит к театрализации музыки (адресованное покаяние). 310-й такт - Allegro maestoso, прелюдия к фуге (360-й такт). В фуге - имитация cantus firmus'а. Реприза фуги - двойное фугато. После финала Amen - рефрен Gloria. Credo. B-dur. Свободная структура. В крупном плане - сложная трёхчастная с развёрнутой контрастной серединой (многоступенчатость) и предыктовой репризой к фуге. Фуга занимает половину всей части. Первый раздел начинается с Es-dur. Тема единства - In unum. Хор сходится в унисон. Второй раздел (середина) начинается с 90-го такта. 1-й эпизод: лирический образ Христа (Qui propter), спускающегося с небес. 2-й эпизод: Et incarnatus. Дорийский лад символизирует таинственность действия (Благовещение). 3-й эпизод: Et homo factus est. Взрыв. D-dur. 4-й эпизод: Crucifixus. От «et resurrexit» начинается подход к репризе, состоящий из нескольких этапов: 1) Et ascendit - отражение текста в музыке 2) Judicare - судити 3) vivos - живых, весело и торжественно 4) mortuos - мертвых, глухо и тревожно. 264-й такт - реприза, которая одновременно является предыктом к фуге. 290-й такт - хоровой унисон, на словах о воскрешении. 306-й такт - фуга. B-dur. Двойная с совместной экспозицией. Свободное развитие. В конце фуги - замедление и diminuendo. 439-й такт - лирическая кода. Sanctus. Как развёрнутое вступление к Benedictus. Два фугато в B-dur - Pleni sunt coeli и Osanna. Перед Benedictus звучит оркестровое вступление - Preludium. Оркестровый хорал в G-dur на 12/8. Источник вагнеровского вдохновения (хор из вступления в «Лоэнгрине»).
Benedictus. Сонатная форма. 148-й такт - п.п. 156-й т. - з.п. Реприза у скрипок в оркестре в тон-сти S. Osanna в конце Benedictus'а звучит в G-dur, как и вся часть. Agnus Dei. Драматическая часть. Покаянная молитва. Три строфы: 1) бас - припев хора 2) альт и тенор, затем оркестр 3) кульминация. 96-й такт - «Dona nobis pacem». Форма обладает чертами сонатности, рондо и контрастно-составной форм. Г.п. - два элемента: «Dona nobis» и «pacem, pacem». Фугато на две темы. 131-й такт - 1-я и 2-я п.п. (тенор и бас). 148-й такт - з.п. на органном пункте «ля». Первый эпизод разработки - контрастный тональный сдвиг. После разработки - две репризы. 190-й такт - первая. 216-й такт - фугато на теме св.п. 266-й такт - Presto, вторжение. 329-й такт - кульминация эпизода. 364-й такт - вторая реприза. В коде - отголоски первого «военного» эпизода.
- 1. Романтизм в музыке
- 2. Россини. Творческий облик.
- 3. Беллини. Творческий облик.
- 4. Вебер. Творческий облик
- 5. Мейербер. Творческий облик.
- 6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.
- 7. Доницетти. Творческий облик
- 8. Шопен. Творческий облик.
- 9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.
- 10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
- 11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)
- 12. Героическая тема в творчестве Бетховена
- 13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков
- 15. Религиозная тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 16. Становление немецкой национальной оперы.
- 17. Становление "большой" французской оперы.
- 18. Становление итальянской романтической оперы
- 19. Роль музыки в жизни общества и положение музыкантов в первой половине XIX века.
- 20. Образы природы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 21. Образы мировой литературы и драматургии в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 22. Сказочные и фантастические образы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 23. Историческая тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 24. Отражение современности в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 1. Бетховен, "Кориолан".
- 2. Бетховен, "Эгмонт"
- 3. Бетховен, "Леонора №3"
- 4. Бетховен, "Фиделио".
- 5. Бетховен, Missa Solemnis.
- 6. Бетховен, 9 симфония
- 7. Бетховен, 6 симфония
- 8. Бетховен, 5 симфония
- 9. Бетховен, 3 симфония
- 10. Вебер, "Вольный стрелок"
- 11. Россини, "Севильский цирюльник"
- 12. Россини, увертюра к опере "Вильгельм Телль"
- 13. Беллини, "Норма"
- 14. Доницетти, "Любовный напиток"
- 15. Мейербер, "Гугеноты"
- 16. Шопен, соната №2 b-moll