logo
Консультация 2-4

7. Бетховен, 6 симфония

«Пасторальная». Сам озаглавил как симфонию, так и все части по отдельности. Сказал: «Это не живопись, но выражение чувств». Параллелизм с народной музыкой. Симфония песенная, строфичная, вариационная. Нету борьбы, тем-тезисов. Разработки проходят широкими волнами. Из-за программности развитие строится особо. 5 частей; 3-я, 4-я и 5-я исполняются attacca. I часть - «Радостное чувство по прибытии в дерёвню». Г.п. формируется не сразу, в её основе - хорватская детская песенка. Тема остаётся незавершённой, с момента появления триолей - св.п. В п.п. - два элемента: 1) перемещающийся двутакт 2) f. З.п. - на D органном пункте. Переход к разработке - связка соло. В разработке - сопоставление частей: D-dur и B-dur. Две волны: crescendo и diminuendo. Вместо третьей волны - ложная реприза. Настоящая реприза в F-dur, в коде волны отсутствуют. II часть - «Сцена у ручья». Г.п. - основная тема. Первая скрипка - иволга, второе проведение - с трелями. 21-й т. - св.п. 34-й т. - п.п. Резкий сдвиг. 50-й т. - з.п. Основана на мотиве г.п. Разработка начинается неожиданно, основана на трёх проведениях г.п. в разных тон-стях. В коде имитируется пение трёх птиц: 1) соловей - флейта 2) перепел - гобой 3) кукушка - кларнет. III часть - скерцо: «Весёлое сборище поселян». 2 трио, идущих друг за другом. В первой части - терцовые сдвиги (F-D-F), тема «весёлых прыжков» в репризе. 1-е трио - деревенский ансамбль (гобой, фагот). 2-е трио - «буйная пляска». Первый в истории музыки муз. акцент на фольклорные «варварские» инонации. Реприза первой части сокращена и сразу переходит в «Грозу». IV часть - «Гроза». Нет главной темы. Форма свободная, сквозная. Несколько вспышек. В муз. ткани преобладает звучание Ум.7. V часть - «Пастушья песня»: «Песня пастуха или радостное благодарственное чувство после бури». Тромбоны, появившиеся в «Грозе», звучат и здесь. Форма - рондо-соната. В репризе тема растворена в фактуре, её отголоски в первый раз возникают у 2-й скрипки pizz. Кода основана на вариантах г.п., перемещающихся по тон-стям.