logo
Консультация 2-4

13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.

И у Бетховена, и у романтиков музыка является носителем содержания, а не абстрактная музыка, программность близка, даже если программу не объявляют. Есть конкретно наполнение образами, которые что-то выражают. Есть какая-то скрытая программность (например, в 5-й симфонии Бетховена нет программности, но явно видна тема судьбы, которая стучится в дверь - человек борется с судьбой и побеждает). У Бетховена есть симфонии с программным заголовками (6 - "Пасторальная", 3- "Героическая)

У Шопена тоже самое в сонатах - программного заголовка нет, но мы чувствуем в 1 ч. - борьба души, страстный монолог героя, скерцо - может быть демонический (появляется у Бетховена) образ, виртуозные куски, покажывающие превосходство человека над другими, 3 ч. - лирическое отступление и т.д.

Вебер хоть и не писал симфонических произведения, но в увертюрах первым начинает обобщать концепцию оперы, где показывается сюжет (в Вольном стрелке в увертюре представлены и Макс, и Агата, и дьявол). Также Вильгельм Телль - яркий пример такой увертюры, программной музыки. Отражает все детали сюжета (инструменты ассоциируются с событиями оперы. Увертюры Вебера стали отдельно исполняться и стали образцом будующей романтической увертюры как самостоятельного концертного жанра, зарождавшегося тогда и сложившемся у Мендельсона.

Вспомнить Бетховенскую увертюру (см. следующий билет)