13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
И у Бетховена, и у романтиков музыка является носителем содержания, а не абстрактная музыка, программность близка, даже если программу не объявляют. Есть конкретно наполнение образами, которые что-то выражают. Есть какая-то скрытая программность (например, в 5-й симфонии Бетховена нет программности, но явно видна тема судьбы, которая стучится в дверь - человек борется с судьбой и побеждает). У Бетховена есть симфонии с программным заголовками (6 - "Пасторальная", 3- "Героическая)
У Шопена тоже самое в сонатах - программного заголовка нет, но мы чувствуем в 1 ч. - борьба души, страстный монолог героя, скерцо - может быть демонический (появляется у Бетховена) образ, виртуозные куски, покажывающие превосходство человека над другими, 3 ч. - лирическое отступление и т.д.
Вебер хоть и не писал симфонических произведения, но в увертюрах первым начинает обобщать концепцию оперы, где показывается сюжет (в Вольном стрелке в увертюре представлены и Макс, и Агата, и дьявол). Также Вильгельм Телль - яркий пример такой увертюры, программной музыки. Отражает все детали сюжета (инструменты ассоциируются с событиями оперы. Увертюры Вебера стали отдельно исполняться и стали образцом будующей романтической увертюры как самостоятельного концертного жанра, зарождавшегося тогда и сложившемся у Мендельсона.
Вспомнить Бетховенскую увертюру (см. следующий билет)
- 1. Романтизм в музыке
- 2. Россини. Творческий облик.
- 3. Беллини. Творческий облик.
- 4. Вебер. Творческий облик
- 5. Мейербер. Творческий облик.
- 6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.
- 7. Доницетти. Творческий облик
- 8. Шопен. Творческий облик.
- 9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.
- 10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
- 11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)
- 12. Героическая тема в творчестве Бетховена
- 13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков
- 15. Религиозная тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 16. Становление немецкой национальной оперы.
- 17. Становление "большой" французской оперы.
- 18. Становление итальянской романтической оперы
- 19. Роль музыки в жизни общества и положение музыкантов в первой половине XIX века.
- 20. Образы природы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 21. Образы мировой литературы и драматургии в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 22. Сказочные и фантастические образы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 23. Историческая тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 24. Отражение современности в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 1. Бетховен, "Кориолан".
- 2. Бетховен, "Эгмонт"
- 3. Бетховен, "Леонора №3"
- 4. Бетховен, "Фиделио".
- 5. Бетховен, Missa Solemnis.
- 6. Бетховен, 9 симфония
- 7. Бетховен, 6 симфония
- 8. Бетховен, 5 симфония
- 9. Бетховен, 3 симфония
- 10. Вебер, "Вольный стрелок"
- 11. Россини, "Севильский цирюльник"
- 12. Россини, увертюра к опере "Вильгельм Телль"
- 13. Беллини, "Норма"
- 14. Доницетти, "Любовный напиток"
- 15. Мейербер, "Гугеноты"
- 16. Шопен, соната №2 b-moll