14. Доницетти, "Любовный напиток"
В музыке, Доницетти развивает традиции Россини, делает несколько шагов вперёд к романтической стилистике. Формы проще, ближе к песенно-романсовой сфере. Стиль Buffa. Тенденция к сквозному развитию, несмотря на номерную структуру и песенность. Большая роль хора. Вместо увертюры - прелюдия не связанная с оперой. В опере 2 д. I д. начинается интродукцией, которая сливается с каватиной Неморино (динамическая 3х ч. ф-ма). Каватина в C-dur, как середина, затем Allegretto, у Неморино - повторение начала хора, далее варьированное продолжение. Хор - лёгкий, танцевальный (предвосхищает стилистику оперетты), куплетно-вариационная ф-ма. I куплет: «Приятно отдохнуть в прохладе от полуденной жары». II куплет: «Но от любовного огня нет спасенья». Каватина Неморино. Он способен лишь вздыхать, тогда как Адина - всё время учится, читает. Песенно-романсовая стилистика; новый характер мелодии - опора на «романтическую» 6, нет колоратур. Перед вступлением голоса, оркестр пропевает заглавную тему, отдалённо предвосхищающую финал «Лючии де Ламмерлеур», но без трагического оттенка. Здесь всё безыскусно, в соответствии с характером гл. героя. №3 Каватина Адины- чтение с комментариями. Простая декламационная вокальная партия с лёгкой вальсовой темой в оркестровом сопровождении (moll появляется лишь в середине - сначала одноимённый, а затем параллельный). Песенная структура: 2 варьированные строфы с припевом, строфы - чтение, припев - иронический комментарий, подхватываемый хором. Неморино, подкравшись, внимательно слушает. №4 Вторгающийся каданс (сопоставление G - C). Раздаётся дробь малого барабана. Каватина Белькоре - пародийный портрет покорителя сердец. Здесь соединяются фанфарные, «романсовые» интонации и белькантовые колоратурные распевы. Между строфами ироничные комментарии Адины и её окружения. Неморино глубоко взволнован. Хотя каватина Белькоре спряжена с ансамблем и хором и пронизана сквозным действием, она сохраняет очертания традиционной 2х ч. контрастно-составной ф-мы. 2х ч. ансамблевое Allegro vivace с хором, который водится ансамблевым Allegro. Белькоре прямо предлагает Адины выходить за него за муж. Дуэт Адины и Неморино - изложение полярных жизненных концепций (на одной теме). Оба ссылаются на природу. После каждого изложения лирической темы (в традиции Россини: романсовая интонация + колоратуры) - быстрый припевчик, где на скерцозной вальсообразной теме выясняется, кто чего хочет. II раздел дуэта - Meno mossso (2 строфы: А. - Н. и кода). №6 - №7 - появление Дулькамары, сквозная сцена, сливающая благодаря репризному обрамлению хор и арию buffa. Д. характеризует английский рожок. Хор обсуждает пришельца, в конце все снимают шляпы. Ария buffa - сквозная сцена, характерные буффонные приёмы (повторение нот и мотивов, буффонная скороговорка, на которой основаны 2 гл. раздела). Обрамляющая тема - песенная, в ритме вальса с синкопами. Заключающее №7 Allegro viace, подаётся как рекламная песенка, своего рода концертный номер. 3х ч. форма с динамической репризой, середина - от вступления хора (бойкая торговля), реприза начинается с хора на педали сопрано. №8 - все расходятся. Н. просит у Д. «любовный напиток». Тот вручает ему бутылку вина за последний дукат. Их разговор - сквозная сцена. Типично буффонная тема, по внешнему виду - дуэт согласия. II раздел дуэта основан на ликующей теме Н., тогда как у Д. - чисто буффонная скороговорка. №9 - речитативная сцена (accompagniato). Н. выпивает вина. Речитатив прямо переходит в №10. Дуэт открывается той же песенкой без слов, но в полном объёме (Н. пьёт, танцует и поёт). А. решает отомстить. Основной раздел дуэта - соединение буффонной стилистики с «новой лирикой» (очень простая выдержанная гармония, широкие мелодические линии с чётким ритмом и чисто служебной ролью распевов). Н. - «Ликуй же тигриное сердце». А. - «Он хотел бы спастись от меня». №11 - терцет. Вторжение, прерванный оборот. Начало финала - новое осложнение. Largetto (стр. 99) - типичный для стилистики Беллини и Доницетти ансамбль с хором, основанный на одной трогательной романсовой теме, отмеченной повышенным накалом эмоций, в данном случае жанр оперы не имеет значения. I полное проведение темы - у Н., как бы его ариозо, поток он только вздыхает, тему же проводит А., убеждая Б. Не связываться с несчастным, она предвкушает сладость мести. Завершается сцена проведением у квартета с хором - свободный вариант темы - coda. II действие начинается обещанной пирушкой - №13. Сценический оркестр исполняет очередной марш, становящийся рефреном этого номера. На нём же звучит и застольная песня. Джанетта и Дулькамара в сопровождении хора прославляют жениха и невесту, а в середине Б. провозглашает славу любви и вину. Далее приём театра в театре: Дулькамара исполняет баркаролу на спец. сцене. По жанру это скорее полька или контрданс (из которого в последствии вырастет опереточный канкан). Непритязательная шлягерная песенка написана в форме предполагающей подхват начального раздела хором. I раздел 3х ч. формы, исполняемый Д. от имени сенатора, - период, середина, исполняемая А. от имени рыбачки, отклонение в b-moll и возвращение в тонику. Диалог Д. и А. на повторении I фразы - закрепление Т и связка к вступлению хора - репризе. Однако при I проведении Д. останавливает хор, объявляя II куплет (ещё один игровой приём). Эта песенка становится II лирическим мотивом Д.; на её теме будут славить доктора в конце оперы. Сцена завершается репризой свадебного марша (стр. 137). №15 - начинается с известия о том, что А. отложила подписание контракта до вечера. Б. предлагает Н. вступить в солдаты за 20 скудо. Дуэт - обсуждение внезапно открывающейся перспективы - поначалу выдержан в традиции игровых ансамблей Россини, но лирическое соло Н. - «Я не создан для военных подвигов» - типичное «новое bel canto», при этом реплики Д. остаются в жанре buffa. I раздел дуэта отделён от II, быстрого, речитативной сценой (подписание контракта). Затем Б. поздравляет новобранца на очередной маршевой теме (Moderato), после чего, оба выражают своё ликование, колоратуры у Б. - типично буффонные, у Н. - более лирические. №16 - игровая сцена с «тихим хором». Быстро утратив здесь свой буффонный оттенок I раздел, вводимый унисонным пассажем стаккато, на котором влетает Джанетта, намечает основную тему хора в оркестре. Дж. сообщает о смерти богатого дяди Н. и огромном наследстве, свалившемся на голову дурня. Хор: - «Теперь он может купаться в золоте». Н. приняв очередную дозу своего пойла, выходит со двора А., размышляя о том, что теперь все девушки принадлежат ему. Вся эта сцена разворачивается на цепочке (от буя) залихватских вальсов, отражающих состояние героя (сначала на 6/8, затем при появлении А. и Д. на 3/4). Девушки наперебой приглашают Н. потанцевать, а А. поражена. №18 - дуэт А. и Д. - она размышляет о Н., он рекламирует свой напиток. №19 - Романс Неморино. Одним из первых Доницетти применил здесь обновлённый английский рожок, который после опер Глюка практически не использовался. Именно Доницетти открыл новую выразительность инструмента - меланхоличность, томность. В этом качестве инструмент будут использовать Берлиоз в «Фантастической симфонии», Галеви в «Жидовке», а так же Глинка (Ратмир, томность соединена с восточной экзотикой). Рожку аккомпанирует арфа. Романсовое бельканто оформлено как соната без разработки. Побочно-заключительная партия в экспозиции проводится в Des-dur, который вступает неожиданно, вместо подготовленной Т исходного b-moll, а в репризе - в одноимённом мажоре. Н. осчастливлен слезой на глазах А., теперь можно и умереть. №20 - сцена А. и Н. (она возвращает ему выкупленный у Б. контракт и признаётся в любви). №21 - финал. Он основан на баркароле Д., а завершается темой его песенки. Все расхватывают чудо напиток. Только А. и Н. верят в любовь, а Б. проклинает шарлатана.
- 1. Романтизм в музыке
- 2. Россини. Творческий облик.
- 3. Беллини. Творческий облик.
- 4. Вебер. Творческий облик
- 5. Мейербер. Творческий облик.
- 6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.
- 7. Доницетти. Творческий облик
- 8. Шопен. Творческий облик.
- 9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.
- 10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
- 11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)
- 12. Героическая тема в творчестве Бетховена
- 13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков
- 15. Религиозная тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 16. Становление немецкой национальной оперы.
- 17. Становление "большой" французской оперы.
- 18. Становление итальянской романтической оперы
- 19. Роль музыки в жизни общества и положение музыкантов в первой половине XIX века.
- 20. Образы природы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 21. Образы мировой литературы и драматургии в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 22. Сказочные и фантастические образы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 23. Историческая тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 24. Отражение современности в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 1. Бетховен, "Кориолан".
- 2. Бетховен, "Эгмонт"
- 3. Бетховен, "Леонора №3"
- 4. Бетховен, "Фиделио".
- 5. Бетховен, Missa Solemnis.
- 6. Бетховен, 9 симфония
- 7. Бетховен, 6 симфония
- 8. Бетховен, 5 симфония
- 9. Бетховен, 3 симфония
- 10. Вебер, "Вольный стрелок"
- 11. Россини, "Севильский цирюльник"
- 12. Россини, увертюра к опере "Вильгельм Телль"
- 13. Беллини, "Норма"
- 14. Доницетти, "Любовный напиток"
- 15. Мейербер, "Гугеноты"
- 16. Шопен, соната №2 b-moll