3. Бетховен, "Леонора №3"
Всего к опере «Фиделио» написано 4 увертюры: «Леонора» №1-3 и «Фиделио». Первая не понравилась композитору уже на репетициях, третья получилась очень длинная (ок. 15 минут), но со всеми основными оперными темами. Последняя - «Фиделио» (1814 г.) - короткая, интересная, но без цитат. Начинается с медленного вступления (Adagio). Цитируются темы из оперы: 1) тема из арии Флорестана: его страдания и надежда на спасение 2) после мрака происходит вспышка ff, после чего звучит тема из дуэта Леоноры и Флорестана. Г.п. - биение сердца Леоноры, стремящейся освободить мужа. Сразу подвергается развитию. Св.п. - лейтмотив Флорестана, а также развитие г.п. П.п. вводится мотивом Флорестана, далее - вторжение ум.7 pp, тремоло с нарастанием, стретта. Разработка начинается с отмены знаков, состоит из трёх разделов. После «удара судьбы» на ff в первом разделе сопоставляются мотив надежды из конца вступления и новая лирическая тема. Второй раздел - лейтмотив Леоноры. 3-я цитата - фанфара, извещающая о приезде министра. Третий раздел - благодарственный хорал. Далее - затишье и предыкт к репризе на лейтмотиве Леоноры. В репризе г.п. звучит со второго проведения. Нет св.п. Кода начинается темой Флорестана, заключительный раздел - победоносный марш на лейтмотиве Леоноры (Presto).
- 1. Романтизм в музыке
- 2. Россини. Творческий облик.
- 3. Беллини. Творческий облик.
- 4. Вебер. Творческий облик
- 5. Мейербер. Творческий облик.
- 6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.
- 7. Доницетти. Творческий облик
- 8. Шопен. Творческий облик.
- 9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.
- 10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
- 11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)
- 12. Героическая тема в творчестве Бетховена
- 13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков
- 15. Религиозная тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 16. Становление немецкой национальной оперы.
- 17. Становление "большой" французской оперы.
- 18. Становление итальянской романтической оперы
- 19. Роль музыки в жизни общества и положение музыкантов в первой половине XIX века.
- 20. Образы природы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 21. Образы мировой литературы и драматургии в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 22. Сказочные и фантастические образы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 23. Историческая тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 24. Отражение современности в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 1. Бетховен, "Кориолан".
- 2. Бетховен, "Эгмонт"
- 3. Бетховен, "Леонора №3"
- 4. Бетховен, "Фиделио".
- 5. Бетховен, Missa Solemnis.
- 6. Бетховен, 9 симфония
- 7. Бетховен, 6 симфония
- 8. Бетховен, 5 симфония
- 9. Бетховен, 3 симфония
- 10. Вебер, "Вольный стрелок"
- 11. Россини, "Севильский цирюльник"
- 12. Россини, увертюра к опере "Вильгельм Телль"
- 13. Беллини, "Норма"
- 14. Доницетти, "Любовный напиток"
- 15. Мейербер, "Гугеноты"
- 16. Шопен, соната №2 b-moll