logo search
Консультация 2-4

1. Романтизм в музыке

Слово романтизм связано с рыцарской эпохой, когда писали романы (на романских языках) с идеями дальних странствий, фантастики, путешествий. Романтические тенденции возникли не только в музыке, но и во всем искусстве, стали складываться во второй половине XIX века внутри позднего просвещения. Преемственность между просвещением и романтизмом в том, что просвещение выдвигает на передний план личность человека. Возникает посыл для раскрытия индивидуального мира, что и будут развивать романтики. В литературе произведения на народной основе с элементами фантастики. Переломным для возникновения романтизма считается Великая французская революция, но все ее идеалы (свобода, равенство, братство) рушатся, происходит кровопролитие. Люди ищут опору в истории, духе своего народа, уходят в фантазию, личную жизнь. Романтизм возник прежде всего в литературе - английской, немецкой, далее переходит в музыку на почве национальных идей. В романтизме музыка в системе искусств выдвигается на передний план, т. к. все постигается интуитивно, и музыка позволяет это делать интуитивно. "Музыка - верховное искусство" по мнению писателей-романтиков. Композиторы и музыканты начинают появляться в качестве героев литературных произведений.

Новые жанры в инструментальной музыке эпохи романтизма. Происходит кардинальное переосмысление сложившихся жанров (продолжается линия Бетховена). Два основных жанра - опера (с национальными идеями); миниатюра (раскрывающая жизнь души - Паганини в одном каприсе или Шопен в 12-тактной прелюдии могут передать больше, чем симфония). На развитие миниатюр влияет бытовое музицирование. Романсы, танцы, переложения опер (клавиры, дающий пропевать вокальную интонацию на рояле - есть у Шопена, Паганини). Баллада сначала появилась в вокальной музыке у Шуберта. Дальше у Шопена в инструментальной музыке. У него же - прелюдия (становится самостоятельной), мазурка, вальс (не танцы, а уже образ, несущий идею); позже - ноктюрн, музыкальный момент (в т.ч. в инструм. муз.).

Жанр миниатюр влияет на более крупные формы (в сонате Шопена все сжато - вступление 4 такта, финал - минута), которые становятся меньше, короче.

Опера. Хотя язык просвещения искал общего европейского стиля, рождаются национальные школы - Вебер (Вольный стрелок), Россини, Беллини, Доницетти (идеи движения за освобождение Италии), Мейербер (создающий большую французскую оперу - на основе исторического сюжета (Гюго), жизнь героев на фоне исторических событий).

Новая трактовка гармонии, оркестра - все связано с индивидуализацией в эпоху романтизма.