logo search
Консультация 2-4

14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков

Бетховен развивает традиции Глюка, Моцарта и композиторов французской революции, прежде всего Керубини. В своих увертюрах в симфоническом виде стремился отразить концепцию оперы, потому пишет четыре увертюры к "Фиделио" (в трех использовал материал из оперы, в четвертой нет). Затем продолжил этот опыт - еще были увертюры к балетам, к драматическим пьесам.

В Леоноре стремится к победе. А в Кориолане воплощает терзания героя (яркий предромантизм Бетховена), который погибает в конце, и его тема разлагается (в коде увертюры Кориолана). Эгмонт тоже воплощает идею освободительной борьбы, и есть идея, что народ побеждает благодаря гибели одного героя. После смерти Эгомнта в финале идет ликование народа. ГП - сарабанда, гнет испанцев, а ПП - гордая тема, звучащая в мажоре.

Увертюры Вебера, Россини.

У романтиков нередко увертюры заменяются просто вступлениями к опере, которые могут просто вводить в действие, а могут выражать основную идею, как это сделано у Мейербера во вступлении к Гугенотам. Там звучат вариации на протестантский хорал "Господь - твердыня наша", это и лейтмотив оперы, звучащий часто в партии Марселя (который был гугенотом).