10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
Бетховен был первым композитором, написавший первую симфонию поздно, в 30 лет. Он долго к ней шел, для него это форма, в которой нужно себя проявить. Симфония становится не просто музыкой для концерта, а становится концептуальным высказыванием. У Бетховена симфония обретает концепцию разных ипостасий человека. Аллегро - человек действует, борется; Анданте - человек размышляет, придается отдыху, Менуэт (потом скерцо) - человек играющий, финал - общественный, сливающийся с народом. Первая симфония Бетховена ориентирована на Моцарта и Гайдна, но сразу появляются черты Бетховена и переклички с музыкой французской революции (бОльшая роль духовых). До третьей симфонии Бетховен формирует свою линию Героической симфонии. Третья симфония - сформировался стиль Бетховена, основной линией его творчества становится героическая симфония. Это - третья, пятая, седьмая (хотя в ней есть народный дух, танцевальные ритмы; Вагнер назвал ее "апофеозом танца"), девятая. Но есть и лирическая линия, это симфонии - четвертая, шестая (программная, есть названия всех частей). Восьмая соединяет разные черты. После крупных по продолжительности, она по размеру снова приближается к Гайдну и Моцарту, но виден зрелый Бетховен. Девятая - вышел за рамки симфонии и ввел хор. Довел до предела продолжительность симфонии. Бетховен переосмысливает традиционный цикл: меняет менуэт на скерцо (хотя в первой еще менуэт, как и в первых сонатах). В 9 симфонии скерцо ставит раньше, во вторую часть, это подхватит Шопен в сонате, Рахманинов в симфониях. Бетховен начинает вводить новые жанры внутри симфонии - например похоронный марш в третьей симфонии, пишет финал в форме вариаций, а не рондо/рондо-соната. В пятой симфонии впервые объединяет разделы сквозным разделом, лейтмотивом, а третья идет аттака в четвертую. В девятой в начале финала впервые вводит темы других частей (люминесценция). Бетховен увеличивает оркестровый состав - третья, затем четвертая валторна; контрфагот, флейта-пикколо, треугольник (из янычарских полков австрийской армии)
- 1. Романтизм в музыке
- 2. Россини. Творческий облик.
- 3. Беллини. Творческий облик.
- 4. Вебер. Творческий облик
- 5. Мейербер. Творческий облик.
- 6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.
- 7. Доницетти. Творческий облик
- 8. Шопен. Творческий облик.
- 9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.
- 10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
- 11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)
- 12. Героическая тема в творчестве Бетховена
- 13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков
- 15. Религиозная тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 16. Становление немецкой национальной оперы.
- 17. Становление "большой" французской оперы.
- 18. Становление итальянской романтической оперы
- 19. Роль музыки в жизни общества и положение музыкантов в первой половине XIX века.
- 20. Образы природы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 21. Образы мировой литературы и драматургии в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 22. Сказочные и фантастические образы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 23. Историческая тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 24. Отражение современности в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 1. Бетховен, "Кориолан".
- 2. Бетховен, "Эгмонт"
- 3. Бетховен, "Леонора №3"
- 4. Бетховен, "Фиделио".
- 5. Бетховен, Missa Solemnis.
- 6. Бетховен, 9 симфония
- 7. Бетховен, 6 симфония
- 8. Бетховен, 5 симфония
- 9. Бетховен, 3 симфония
- 10. Вебер, "Вольный стрелок"
- 11. Россини, "Севильский цирюльник"
- 12. Россини, увертюра к опере "Вильгельм Телль"
- 13. Беллини, "Норма"
- 14. Доницетти, "Любовный напиток"
- 15. Мейербер, "Гугеноты"
- 16. Шопен, соната №2 b-moll