logo search
Консультация 2-4

10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.

Бетховен был первым композитором, написавший первую симфонию поздно, в 30 лет. Он долго к ней шел, для него это форма, в которой нужно себя проявить. Симфония становится не просто музыкой для концерта, а становится концептуальным высказыванием. У Бетховена симфония обретает концепцию разных ипостасий человека. Аллегро - человек действует, борется; Анданте - человек размышляет, придается отдыху, Менуэт (потом скерцо) - человек играющий, финал - общественный, сливающийся с народом. Первая симфония Бетховена ориентирована на Моцарта и Гайдна, но сразу появляются черты Бетховена и переклички с музыкой французской революции (бОльшая роль духовых). До третьей симфонии Бетховен формирует свою линию Героической симфонии. Третья симфония - сформировался стиль Бетховена, основной линией его творчества становится героическая симфония. Это - третья, пятая, седьмая (хотя в ней есть народный дух, танцевальные ритмы; Вагнер назвал ее "апофеозом танца"), девятая. Но есть и лирическая линия, это симфонии - четвертая, шестая (программная, есть названия всех частей). Восьмая соединяет разные черты. После крупных по продолжительности, она по размеру снова приближается к Гайдну и Моцарту, но виден зрелый Бетховен. Девятая - вышел за рамки симфонии и ввел хор. Довел до предела продолжительность симфонии. Бетховен переосмысливает традиционный цикл: меняет менуэт на скерцо (хотя в первой еще менуэт, как и в первых сонатах). В 9 симфонии скерцо ставит раньше, во вторую часть, это подхватит Шопен в сонате, Рахманинов в симфониях. Бетховен начинает вводить новые жанры внутри симфонии - например похоронный марш в третьей симфонии, пишет финал в форме вариаций, а не рондо/рондо-соната. В пятой симфонии впервые объединяет разделы сквозным разделом, лейтмотивом, а третья идет аттака в четвертую. В девятой в начале финала впервые вводит темы других частей (люминесценция). Бетховен увеличивает оркестровый состав - третья, затем четвертая валторна; контрфагот, флейта-пикколо, треугольник (из янычарских полков австрийской армии)