13. Беллини, "Норма"
Опера написана в 1831 г. На премьере провалилась. Тем не менее композитор лично был доволен своим произведением, и, как он и предполагал, каждая следующая постановка была всё успешнее, так что "Норма" обошла все европейские сцены. Ею дирижировал молодой Вагнер, отметивший тот новый тип бельканто, который стал основой музыкального языка оперы. Важнейший стилевой пласт оперы - хоры друидов, связанные с ритуальными обрядами, но звучащие как революционные гимны. Необычность центрального образа подчёркнута уже в его экспозиции: каватина Нормы - не характеристика героини и не выражение её личных чувств, но ритуальная молитва, обращённая к Луне и поддержанная хором. А в третьей картине II акта разгневанная жрица откровенно призывает к восстанию. Следующий за этим хор чаще всего вызывал демонстрации в зале. Другой, не менее значительный смысловой и стилистический пласт "Нормы" - романтическая лирика, особенно оригинальная в сценах безмерных страданий, нежной меланхолии, героического самоотречения и смерти. Поскольку в "Норме" нет отрицательных героев, Беллини имеет возможность характеризовать каждого персонажа яркой, выразительной мелодией. "Норма" - одна из немногих романтических опер, где вовсе нет злодеев и сил контрдействия: каждый из героев, попав в неблагоприятные обстоятельства, оказывается жертвой, но проявляет при этом исключительное благородство. Норма, поддавшись роковой страсти, находит в себе силы не только отказаться от мщения изменившему возлюбленному, но и публично признать свою вину и принять мученическую смерть, чтобы спасти детей. Юная жрица Адальджиза, полюбившая Поллиона и готовая бежать с ним, отк4азывается от своей любви, узнав, что её возлюбленный - отец детей Нормы. Сам Поллион сначала готов пожертвовать собой ради спасения Адальджизы, а затем, потрясенный благородством Нормы, поднимается вместе с ней на костёр. И даже друиды плачут над осквернительницей алтаря. Таким образом в опере сочетается эпическое величие античной трагедии с кипением романтических страстей. Примечательно, что каждый стилистический пласт выражен своими "характерными" музыкальными средствами. Так, любовная линия "оснащена" типичными чертами нового итальянского бельканто: "вальсовый" ритм (9/8, 12/8), ораторская декламационность, минимум украшений, повышающих выразительность темы. Финал оперы, где разворачивается масштабность и глубина человеческого благородства пронизан четырёхдольностью с широкими дугообразными темами качающейся фигурацией. А в момент, когда Норма вспоминает о своих детях, четырёхдольность соединяется с триолями аккомпанемента, а голоса солистов соревнуются в выражении "самой горячей нежности, восторга самопожертвования" (И. Тургенев). Таким образом, финал "Нормы" по настроению предвосхищает финальный дуэт "Аиды" Верди. Тема национальной освободительной борьбы Кельты томятся под игом Римской империи. Норма - жрица храма друидов (культ луны). Она любит Поллиона, у них 2 детей. Но тот влюбляется в молоденькую Адольджизу и хочет бежать с нею в Рим. Норма всё время призывает к миру (каватина). II д. Норма хочет убить детей, но может. Друиды предлагают принести Поллиона в жертву. Норма всё берёт на себя, Поллион опять её любит, но их должны сжечь. Новый тип belcanto - простая, льющаяся из сердца мелодия, яркая песенная основа. Увертюра отражает содержание оперы. Частично содержит темы оперы. Марш - вступление. Мощная оркестровка (языческие обряды). Увертюра переходит в Сонатное Allegro (без разработки). Г.П. - несколько тем: 1.Неустойчивая; 2. Тема не из оперы. П.П. - в экспозиции в тональности одноимённого мажора. Тема из оперы из дуэта Нормы и Поллиона (месть). В репризе П.П. - в B-dur. Г.П. появится в середине. Кода - тема в конце хора призывающего к восстанию (стр. 51) («Бог поможет победить»). Интродукция - Верховный жрец - Ирмин, процессия вокруг него, все ждут Норму с сигналом. Хор нового типа - мужской хор (героический марш) (стр. 13). II к. II д. - тихий хор (сидят в засаде), встлески звучности до ff («прорвёмся»; «нас не остановит краткая помеха»). Норма сначала предстаёт как вождь. I выход - каватина с хором 3х ч. ф-ма. Обращение с молитвой к луне. Ясная романсовая основа, выписанные колоратуры, короткие фразы узкого объёма. В середине - вступление хора. Ещё есть быстрое продолжение - сцена с хором. Оркестр исполняет ритуальный марш. Норма общается с народом, просит разойтись. Народ расходится. Идёт быстрая часть каватины Нормы, она обращается к Поллиону. Ударяет в щит (стр. 148). Хор «Guerro», призыв к войне (барабан, труба). Лирика - новый пласт. Однообразные средства. Все герои оказываются благородными. Каватина Поллиона (стр. 23) - включается в сквозное действие (2 ч. МБ). Речитатив. Соло тамтама. 1р. - П. рассказывает Флавию страшный сон (изобразительность) 2р. - быстрый П. рушит алтарь друидов. Дуэт П. и Адольджизы (стр. 60). П. уговаривает А. бежать с ним, но та не может. II тема - «Ты мне принадлежишь» - более лирична. А. Отвечает ему на тех же темах. В финале I д. А. приходит к Норме и рассказывает о П. Терцет - одна и та же тема (стр. 96) 9/8 ритм вальса. II д. Начинается с речитативной сцены, где Норма хочет убить детей, но не может. Н. Разговаривает с А., просит взять детей с собой. А. говорит, что разлюбила П., и они падают друг другу в объятья. Н. Хочет принести П. в жертву, но не может. Предлагает П. отказаться от А. С этого момента все темы идут на 4/4. Н. угрожает П. убийством А. Все собираются и Н. объявляет, что это она виновата во всех бедах. Стр. 163 на этой теме строится финал. Сначала Н., а затем П. на этой же теме, потом хор (стр. 172), они сомневаются, отговаривают Н. - «одумайся, не наговаривай на себя». Но всё тщетно. Н. просит своего отца позаботиться о детях и всходит на костёр вместе с П.
- 1. Романтизм в музыке
- 2. Россини. Творческий облик.
- 3. Беллини. Творческий облик.
- 4. Вебер. Творческий облик
- 5. Мейербер. Творческий облик.
- 6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.
- 7. Доницетти. Творческий облик
- 8. Шопен. Творческий облик.
- 9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.
- 10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
- 11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)
- 12. Героическая тема в творчестве Бетховена
- 13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков
- 15. Религиозная тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 16. Становление немецкой национальной оперы.
- 17. Становление "большой" французской оперы.
- 18. Становление итальянской романтической оперы
- 19. Роль музыки в жизни общества и положение музыкантов в первой половине XIX века.
- 20. Образы природы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 21. Образы мировой литературы и драматургии в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 22. Сказочные и фантастические образы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 23. Историческая тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 24. Отражение современности в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 1. Бетховен, "Кориолан".
- 2. Бетховен, "Эгмонт"
- 3. Бетховен, "Леонора №3"
- 4. Бетховен, "Фиделио".
- 5. Бетховен, Missa Solemnis.
- 6. Бетховен, 9 симфония
- 7. Бетховен, 6 симфония
- 8. Бетховен, 5 симфония
- 9. Бетховен, 3 симфония
- 10. Вебер, "Вольный стрелок"
- 11. Россини, "Севильский цирюльник"
- 12. Россини, увертюра к опере "Вильгельм Телль"
- 13. Беллини, "Норма"
- 14. Доницетти, "Любовный напиток"
- 15. Мейербер, "Гугеноты"
- 16. Шопен, соната №2 b-moll