11. Россини, "Севильский цирюльник"
Опера сочинена в начале 1816 г. для карнавального сезона Римского театра. Композитору было 23 года, и он был автором 15 опер. Несмотря на неудачную премьеру (в этом постарались приверженцы Джованни Паизиелло, написавшего в 1782 г. «Севильского цирюльника», знаменитого по всей Италии), в течение 5 лет опера обошла с триумфом всю Италию и Европу, задвинув имя Паизиелло на галёрку. "С.Ц." занимает особое место не только в творчестве Россини, но и в истории оперы. Считается, что это произведение подводит черту под развитием оперы-буффа и одновременно начинает новую - романтическую эпоху. Увертюра к "СЦ" была одной из редакций той музыки, что открывала оперу "Аурелиано в Пальмире" в 1813 г., а в 1815 - "Елизавету, королеву английскую". 2х ч. форма с сонатным аллегро в основном разделе. Медленное многотемное вступление (3 раздела). Тональное сочетание вступления и аллегро: одноимённые мажор - минор (в классических увертюрах было наоборот). Г.п. и п.п. вступают в ритме быстрого марша, но p. В репризе п.п. проводится в мажоре (E-dur), и увертюра заканчивается торжественно и энергично. Г.п. - сочетание маршевости и задушевно-лирической интонации. Св.п. - вторжение тутти форте, прообраз "бури" из 2-го действия оперы. П.п. - озорной марш, в котором изящество сочетается с уверенностью и вызовом. З.п. - лавинообразное крещендо навстречу ликующему тутти. В экспозиции крещендо з.п. гасится, но в репризе выливается в коду Piu mosso. I действие. Начинается с интродукции. Музыканты подбираются к окошку Розины для исполнения серенады (хор). Каватина Альмавивы состоит из двух разделов: медленного и быстрого. Образец чисто россиниевского бельканто, где тщательно выписанные колоратуры - не просто украшения, а неотъемлемая часть кантилены, способ образной характеристики. Бытовая сценка прощания графа с музыкантами - переосмысление Россини традиционной буффонной скороговорки с типичным для него нарастающим крещендо к концу. Далее - знаменитая каватина Фигаро, также основанная на буффонной скороговорке. Образ Фигаро заполняет пространство блеском, кипучей энергией и оптимизмом. Ария имеет трёхчастную структуру со множеством самостоятельных тем. Следующий длинный и нудный речитатив вводит зрителя в курс действия и знакомит с остальными действующими лицами (доктор Бартоло, Розина, дон Базилио). Бартоло собирается сегодня жениться на Розине, своей воспитаннице, в которую влюблён Альмавива. Пока доктор ненадолго отлучается, Фигаро советует графу ответить на письмо, которое передала ему Розина. Это второй сольный номер Альмавивы - Канцона. Она написана в стиле городского романса с аккомпанементом и простой мелодией. В канцону вкрапляются реплики Розины с балкона, что увеличивает степень дерзкости Россини, лишившего примадонну традиционной выходной арии (Розина появляется сначала в речитативе, затем в чужой арии). Розину утаскивают в комнату, и незавершённая канцона превращается в органическую часть "сквозного действия" между двумя речитативами. Следующий дуэт Фигаро и Альмавивы - тоже сквозная сцена. Из Фигаро бьёт фонтан идей, как графу проникнуть в дом, а граф прислушивается и оценивает. Два героя - два различных характера, что подчёркнуто в музыке: мечтательный влюблённый граф и корыстный делец Фигаро. Знаменитая каватина Розины написана для колоратурного контральто (любимый голос композитора). Здесь наиболее очевидны те новшества, которые ввёл композитор в традицию бельканто. Точно выписанные украшения становятся частью характеристики образа. Розина предстаёт как уверенная в себе, своенравная и кокетливая, торжествующая победу своей любви и скорое освобождение из-под власти старого доктора. Два раздела: медленный - быстрый (moderato). Следующий эпизод связан с появлением дона Базилио, который предупреждает Бартоло о появлении в городе Альмавивы и предлагает унасекомить того с помощью универсального средства - клеветы. Базилио - новый тип "оперного злодея", который свою гнилую душонку прячет под покровом интеллигентности и благопристойности. В середине арии - крещендо-взлёт, раскрывающий подлейшую сущность Базилио, по краям - тихий "шорох" его сплетен. Фигаро, всё подслушав, передаёт информацию Розине. Дуэт Фигаро и Розины пронизан элементами сквозного действия и очень образен в музыкальном отношении - все мысли и реплики героев сопровождаются выразительным музыкальным подтекстом. Бартоло - наиболее традиционный персонаж оперы. Но Россини создаёт образ многогранный, противоречивый. Два раздела его каватины - две стороны его характера: язвительная сдержанная снисходительность по отношению к своей воспитаннице (медленный), и гневная скороговорка взорвавшегося старика (быстрый). Финал I акта формально написан в традициях буффа: соединение всех действующих лиц, нарастание неразберихи и темпа к концу. В то же время Россини добавляет в него новые черты, среди которых - "реалистичность" декламации, стирающая грань между речитативом и вокальными разделами. Как и во II действии «Свадьбы Фигаро», состав ансамбля постепенно увеличивается: от начального дуэта до заключительного секстета с хором, но появление каждого нового персонажа не связано, как это было у Моцарта, с началом нового муз. эпизода. 4 раздела: 1) начальный, 2) второй выход Фигаро 3) появление стражи 4) заключительный унисонный Vivace. В первом разделе - «беседа» Графа и Бартоло. Основные лейттемы развиваются в оркестре (у графа: тема «пьяного солдата», у Бартоло - тема замешательства). С появлением Розины, Базилио и Берты отношения накаляются и Граф вызывает Бартоло на сражение. Появившийся Фигаро (его темы развиваются в оркестре) пытается разнять дерущихся, к нему присоединяются и остальные. Внезапно слышен стук в дверь - это появление стражи. Эпизод объяснения со стражей - гениальная находка Россини. Потерпевшие начинают излагать свои версии случившегося. Два канона (1-й у мужских голосов, 2-й - Розина-Граф-Фигаро,) с крещендо к концу передают суматоху происходящего. Последний раздел - секстет с хором, где каждый поёт, что его голова разламывается от всего этого шума. Унисонная тема - рефрен этого раздела. В эпизодах - грандиозные крещендо на буффонной скороговорке. II действие. Сам Россини считал, что II действие слабее первого. Но и здесь немало удачных находок и ярких по музыке номеров. Первый из них - дуэт Графа и Бартоло, великолепный по характерности интонации и заложенной в ней «композиторской режиссуры» действий актёров. Граф проникает в дом Бартоло переодетым учителем пения, якобы от дона Базилио. После того, как переодетый Граф сообщает, что он пришёл оклеветать самого себя перед Розиной, Бартоло признаёт в нём союзника. Начинается урок пения, где звучит ария Розины (часто заменяют на другую), а затем пародийная ариетта Бартоло, который где-то когда-то слышал, что ныне модно петь. Фигаро настаивает на необходимости побрить Бартоло сегодня же, и тому приходится доверить цирюльнику ключи. Разбив посуду, Фигаро вынуждает Бартоло покинуть комнату, и всё вроде бы хорошо - Розина даёт согласие стать женой Альмавивы (не узнав его в учителе пения), - но тут приходит дон Базилио. Следующий квинтет - сцена выпроваживания дона Базилио восвояси (с многочисленными поклонами и реверансами, но затем - просто пинками). Однако Бартоло удаётся подслушать обрывок разговора влюблённых, и он разъяряется не на шутку. Он всех выгоняет, а Розине показывает ту самую лживую записку, с помощью которой Альмавива проник в дом. Розина в отчаянии (в записке написано, что граф над ней потешается) даёт согласие на брак с Бартоло и раскрывает ему затею Фигаро и Альмавивы. Пока Бартоло отправляется звать дозор, разражается гроза, во время которой Фигаро и Граф забираются в окошко. «Гроза» - самостоятельный оркестровый номер (эта традиция начиналась ещё в XVII в.). Дальше всё происходит без шуму и пыли. Влезшая парочка успевает объясниться с Розиной, угрозами и деньгами уговорить Нотариуса и Базилио и заключить брак до прихода Бартоло со стражей. Второй финал - компактный и однородный по настроению.
- 1. Романтизм в музыке
- 2. Россини. Творческий облик.
- 3. Беллини. Творческий облик.
- 4. Вебер. Творческий облик
- 5. Мейербер. Творческий облик.
- 6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.
- 7. Доницетти. Творческий облик
- 8. Шопен. Творческий облик.
- 9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.
- 10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
- 11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)
- 12. Героическая тема в творчестве Бетховена
- 13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков
- 15. Религиозная тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 16. Становление немецкой национальной оперы.
- 17. Становление "большой" французской оперы.
- 18. Становление итальянской романтической оперы
- 19. Роль музыки в жизни общества и положение музыкантов в первой половине XIX века.
- 20. Образы природы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 21. Образы мировой литературы и драматургии в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 22. Сказочные и фантастические образы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 23. Историческая тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 24. Отражение современности в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 1. Бетховен, "Кориолан".
- 2. Бетховен, "Эгмонт"
- 3. Бетховен, "Леонора №3"
- 4. Бетховен, "Фиделио".
- 5. Бетховен, Missa Solemnis.
- 6. Бетховен, 9 симфония
- 7. Бетховен, 6 симфония
- 8. Бетховен, 5 симфония
- 9. Бетховен, 3 симфония
- 10. Вебер, "Вольный стрелок"
- 11. Россини, "Севильский цирюльник"
- 12. Россини, увертюра к опере "Вильгельм Телль"
- 13. Беллини, "Норма"
- 14. Доницетти, "Любовный напиток"
- 15. Мейербер, "Гугеноты"
- 16. Шопен, соната №2 b-moll