9. Бетховен, 3 симфония
«Героическая». Написана в 1802-1804 гг. Очень масштабная. Первоначально композитор предполагал посвятить её Бонапарту, но передумал. Противоречивые отклики после премьеры: от гениальности до безумия, «шума». Три валторны. Скрытая программность: I часть - путь героя к славе, II часть - похоронный марш, III часть - скерцо, интермеццо, IV часть - грандиозный финал, народный праздник. I часть. Без вступления. Г.п. - 3-хчастная форма с динамизированной репризой. В середине г.п. - спор 2-х и 3-хдольности. Две побочных партии. Первая - «вальсового» типа. Две волны (вторжения). Вторая п.п. - хорального типа. З.п. - отрывистые аккорды на sf. Перед разработкой - возвращение г.п. Разработка в два раза длиннее экспозиции. Кульминация разработки - фугато. Эпизод в e-moll (г.п. - в es-moll), затишье перед репризой. Реприза начинается с проведения г.п. у валторны на D органном пункте. Проведение г.п. сильно расширено и динамизировано. II часть - траурный марш. Сложная трёхчастная форма. Крайние части - 2-хчастные репризные. Середина в мажоре с фанфарной темой. Реприза первой части сильно расширена. Кульминация - фугато. Ложная реприза. Настоящая реприза на D органном пункте. III часть - скерцо. Сложная трёхчастная форма. Очень интенсивное движение. Реприза длиннее обеих предыдущих частей. Трио - романтическая тема у валторн. IV часть - финал. Симфонические вариации на тему из балета «Твор. Прометея». Вступление: «Прометей сбегает с Олимпа, чтобы донести людям огонь». Тема баса. Далее - две вариации на бас. 3-я вар. - тема контрданса. 4-я вар. - фугато. 5-я вар. - контрданс в h-moll. 6-я вар. - маршевая тема. 7-я вар. - контрданс в C-dur. 8-я вар. - хоральная тема. 9-я вар. - ff, но затем тема омрачается (переход в минор). Затишье перед кодой.
- 1. Романтизм в музыке
- 2. Россини. Творческий облик.
- 3. Беллини. Творческий облик.
- 4. Вебер. Творческий облик
- 5. Мейербер. Творческий облик.
- 6. Паганини как новый тип романтического исполнителя-виртуоза.
- 7. Доницетти. Творческий облик
- 8. Шопен. Творческий облик.
- 9. Роль хора в музыке Бетховена и романтиков.
- 10. Симфонии Бетховена. Обзорная характеристика.
- 11. Народные образы в тв-ве Бетховена и романтиков (перекликается с билетом №9)
- 12. Героическая тема в творчестве Бетховена
- 13. Программная музыка в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 14. Увертюра в тв-ве Бетховена и романтиков
- 15. Религиозная тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 16. Становление немецкой национальной оперы.
- 17. Становление "большой" французской оперы.
- 18. Становление итальянской романтической оперы
- 19. Роль музыки в жизни общества и положение музыкантов в первой половине XIX века.
- 20. Образы природы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 21. Образы мировой литературы и драматургии в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 22. Сказочные и фантастические образы в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 23. Историческая тематика в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 24. Отражение современности в тв-ве Бетховена и романтиков.
- 1. Бетховен, "Кориолан".
- 2. Бетховен, "Эгмонт"
- 3. Бетховен, "Леонора №3"
- 4. Бетховен, "Фиделио".
- 5. Бетховен, Missa Solemnis.
- 6. Бетховен, 9 симфония
- 7. Бетховен, 6 симфония
- 8. Бетховен, 5 симфония
- 9. Бетховен, 3 симфония
- 10. Вебер, "Вольный стрелок"
- 11. Россини, "Севильский цирюльник"
- 12. Россини, увертюра к опере "Вильгельм Телль"
- 13. Беллини, "Норма"
- 14. Доницетти, "Любовный напиток"
- 15. Мейербер, "Гугеноты"
- 16. Шопен, соната №2 b-moll