Возрождение во Франции
В XV веке Франция завершила своё объединение и стала сплочённым государством, вдвое больше Испании и в пять раз больше, чем Англия. Французский Ренессанс (Возрождение) по гуманистическому духу был родственен и созвучен итальянскому Возрождению. Однако в музыке он приобрёл другие формы, стили письма и исполнительства. Старинная богатая гуманистическая культура городов Парижа, Дижона, Анжера, Лиона, богатое наследие готической полифонии с одной, а искусство трубадуров, труверов и менестрелей – с другой внесли своеобразные черты в музыкальную жизнь, обычаи, нравы. При наличии плодотворной связи между музыкальными культурами Франции и Италии эпохи Возрождения основой этих культур явилась их народная музыка.
К XV – XVI векам относится возникновение новой разновидности песенного творчества – ноэлей, или, как их тогда называли, – «но». Первые «но» – это настоящие святочные песни на евангельские тексты – (о рождении Христа, поклонении волхвов и т.д.), и распевались они именно на рождественские праздники. Однако скоро этот жанр эмансипировался: ноэли стали исполняться не только в сочельник, но и в другое время. К библейской легенде присоединялись мотивы современности, а евангельские сюжеты являлись в скептически-насмешливом освещении.
Постепенно сложились ноэли-басни, ноэли-пасторали, ноэли лирические, сатирические и другие. Характерная особенность жанра: эти «духовно-мирские» тексты большей частью приноравливались к мелодиям широко бытующих городских и сельских напевов. Но иногда в манере популярных образцов сочинялись совершенно новые песни. Их авторами были люди самые разные: священники и врачи, чиновники и аптекари, композиторы и поэты. Этот распространённый жанр – полулюбительский, полуфольклорный, вскоре привлёк и композиторов-профессионалов. Появились полифонические ноэли, принадлежащие перу Котлэ, Сертона, Корруа. Ноэль сыграла важную роль в образовании центрального жанра французского музыкального Возрождения – многоголосной песни (chanson).
Он стал самым реалистическим и популярным жанром французской профессиональной музыки. Круг образов многоголосной песни широк: бытовые картины, природа родины, люди, города, сражения. Разнообразны они по содержанию и по стилю: они повествовательны, лиричны, интимны, печальны, шуточны, галантны. Масштабы – от нескольких тактов до 42-х страниц. Мелодии «шансон» отличаются яркостью, свежестью, запоминаемостью. Они звучат настолько по-современному, как будто написаны в XX веке. Это всё происходит потому, что в народных песнях на протяжении поколений кристаллизуются типичные интонации, характерные для миллионов людей.
Для «шансон» того времени характерны простота выразительных средств, типичность основных оборотов, периодическое строение с концовками на доминанте и тонике, а также показательный для народного творчества приём запева и припева.
Часто музыка «шансон» идёт в характере народного танца. Характерна подчёркнутость ритмической основы: иногда ей свойственен куплетный склад или круговая рондообразность. Часто используются народные инструменты. Наконец, в связи с народной музыкой появляется гомофонный склад. Эти демократические черты «шансон» развивались не мирно, а в острой борьбе с антидемократическими и антиреалистическими традициями иных месс и мотетов, ярко отражавших реакционность католической музыкальной культуры феодализма.
Крупнейший мастер «шансон» Клеман Жанекен (1480 – 1564) стал центральной фигурой французской музыки Ренессанса. Сведения о его жизни скудны и уточняются. Родился он между 1480 и 1494 годами в Шательро (Пуату). Предполагают, что он происходил из буржуазной семьи, в молодости был посвящён в духовный сан и обучался музыке у знаменитого полифониста Жоскена Депре. В 20-30 годах он славился как превосходный регент и органист, руководит музыкальной капеллой собора в г. Анжере. В 40-50 годах Жанекен обосновался в Париже. С 1530 года Жанекен известен как композитор, мастер хоровых жанров.
И хотя слава его при жизни была велика, умер он в бедности в 1564 году или 1565. После себя он оставил ряд произведений в духовных жанрах: мессы, мотеты, Давидовы псалмы, плачи Иеремии, Соломоновы притчи и др. Эти произведения написаны в поздний парижский период и отличаются ярко-ренессансной трактовкой жанра: интонационной близостью к фольклору и ноэлям колоритной звукописью. Здесь также сказалось воздействие жанра многоголосной песни. В этом жанре композитором написано около 280 дошедших до нас песен.
Первоклассный мастер многоголосного письма, Жанекен искусно пользовался приёмами как аккордового многоголосия, так и линеарно-имитационной полифонии. Жанекену доступны и тонкая любовная лирика (песни на тексты Ронсара), и выражение настроений грусти и скорби, полные силы и жизни сцены народного веселья. Хороши его песенные зарисовки жанрового плана, но особенно славились его патриотические батальные песни.
К стилю и складу «шансон» обращаются те композиторы современной Франции, которых вдохновляет жизнерадостное и красочное искусство Ренессанса, – Клод Дебюсси в песнях на слова Шарля Орлеанского и Франсис Пуленк во «Французской сюите».
- Раздел I
- Тема I Музыкальное искусство древности
- Музыкальная культура древнего Египта
- Музыка древней Сирии
- Музыкальная культура древней Палестины
- Музыкальная культура древней Греции
- Музыкально-поэтическое искусство средневековья
- Народная основа песенно-поэтического искусства средневековья
- Григорианский хорал – основная разновидность западноевропейской церковной музыки
- Анти-григорианские течения: гимны и секвенции
- Раннее многоголосие
- Раздел II
- Тема I Музыкальное наследие эпохи Возрождения
- Музыкальное Возрождение в Италии
- Венецианская школа
- Возрождение во Франции
- Нидерландская школа полифонистов
- И.С. Бах – традиционалист и новатор
- Речитатив
- Зарождение и развитие жанра кантаты
- Список использованных источников
- Морально-философский характер реквиема в.А. Моцарта
- Разбор хора № 7
- Список литературы
- Героико-патриотическая тема в ораториях Генделя
- 1. Понятие «оратория».
- Возникновение жанра. Предшественники оратории
- Типы и разновидности ораторий Итальянская оратория XVII века
- Немецкая оратория XVIII века. Возникновение немецкой оратории.
- Сюжеты и композиционные элементы ораторий г.Ф.Генделя.
- Краткая характеристика, особенности драматургии и композиции оратории "Самсон". Содержание оратории
- Список литературы
- Об оратории «Времена года»
- Хор «Весёлой пирушки»
- Зарубежная хоровая музыка хх века
- Джордж Гершвин (1898 – 1937)
- Творчество к. Дебюсси и м. Равеля