Народная основа песенно-поэтического искусства средневековья
Новый век породил и новые жанры. Одним из таких жанров явилось песенно-инструментальное искусство странствующих музыкантов. У немцев они звались шпильманами (игрецами) и миннезингерами (мине – любовь, зингер – певец). У французов – жонглёрами (фокусниками), также трубадурами (тробар – изобретать, слагать) и труверами (трувер – придумывать, находить). В своих песнях странствующие музыканты выражали чувства миллионов тружеников – крепостных, ремесленников, угнетённых, обездоленных, задавленных феодально-помещичьим строем. Эти песни пробуждали в слушателях сочувствие. Порою эти песни становились острым и разящим оружием борьбы против феодальной власти. Эти песни обличали пороки князей и прелатов, обливали их ядом иронии. Немногое сохранилось от этого искусства, дерзкого и полнокровного, вскормлённого лишениями и нуждой. Шпильман, жонглёр – это не только странствующий художник-универсал: это певец, инструменталист, актёр-декламатор, акробат-канатоходец и иллюзионист. Обычно он представитель наиболее революционно настроенных слоёв населения деревни и города.
Странствующие музыканты выступали везде: на улицах и площадях городов, на ярмарках и у церковных папертей, а то и просто для прохожего люда где-нибудь у большой дороги.
Как на востоке Европы, так и на западе с XI, примерно, века часть жонглёров и шпильманов стали обосновываться на постоянное житьё в замках и даже в монастырях, смыкая свою песенность с рыцарским и церковным искусством. Это повышало искусство певцов-профессионалов, а в замковую музыкальную жизнь вливало народные жанровые элементы. Постепенно они «успокаивались», сатирические и бунтарские мотивы звучали у них всё глуше, а порою и затихали вовсе. Из бездомных, но «свободных художников», гордых и независимых, такие шпильманы и жонглёры превращались теперь в умеренных, а зачастую и лояльных музыкальных оруженосцев своих сеньоров, в исполнителей, пропагандистов их рыцарской поэзии. Но случалось это далеко не всегда и коснулось сравнительно небольшой части певцов-странников.
Таким образом, народное искусство, проникнув в замки и города, становится мощной основой рыцарского и бюргерского музыкально-поэтического искусства.
- Раздел I
- Тема I Музыкальное искусство древности
- Музыкальная культура древнего Египта
- Музыка древней Сирии
- Музыкальная культура древней Палестины
- Музыкальная культура древней Греции
- Музыкально-поэтическое искусство средневековья
- Народная основа песенно-поэтического искусства средневековья
- Григорианский хорал – основная разновидность западноевропейской церковной музыки
- Анти-григорианские течения: гимны и секвенции
- Раннее многоголосие
- Раздел II
- Тема I Музыкальное наследие эпохи Возрождения
- Музыкальное Возрождение в Италии
- Венецианская школа
- Возрождение во Франции
- Нидерландская школа полифонистов
- И.С. Бах – традиционалист и новатор
- Речитатив
- Зарождение и развитие жанра кантаты
- Список использованных источников
- Морально-философский характер реквиема в.А. Моцарта
- Разбор хора № 7
- Список литературы
- Героико-патриотическая тема в ораториях Генделя
- 1. Понятие «оратория».
- Возникновение жанра. Предшественники оратории
- Типы и разновидности ораторий Итальянская оратория XVII века
- Немецкая оратория XVIII века. Возникновение немецкой оратории.
- Сюжеты и композиционные элементы ораторий г.Ф.Генделя.
- Краткая характеристика, особенности драматургии и композиции оратории "Самсон". Содержание оратории
- Список литературы
- Об оратории «Времена года»
- Хор «Весёлой пирушки»
- Зарубежная хоровая музыка хх века
- Джордж Гершвин (1898 – 1937)
- Творчество к. Дебюсси и м. Равеля