logo
Лекции по зарубежной хоровой литературе

Немецкая оратория XVIII века. Возникновение немецкой оратории.

Ораториальная музыка в Германии развивается из пассионов, так называемых "страстей господних", предназначенных для исполнения в храме. После реформы М.Лютера (1523 г.) все духовные драмы итальянского типа были изгнаны из протестантской церкви, кроме страстей. Они оказывали на народ особенно сильное религиозно-нравственное воздействие. Благодаря этому композиция «страстей» стала быстро развиваться. В XVI веке сложились два типа страстей: хоральные, основанные на традициях григорианского хорала и псалмодии, и мотетные, в которых все партии исполнялись хором. Постепенно черты хоральных и мотетных страстей смешиваются и возникают страсти в форме оратории.

Первым композитором в Германии, который явился праотцом всей немецкой музыки, в том числе жанров оратории, кантаты и оперы, считают Г.Шютца (1585—1672). Его «духовные истории», пассионы по четырем книгам Евангелия, оратории "Семь слов Христа на кресте", "История воскресения" и "Рождественская история" — огромный шаг в становлении и развитии крупных вокально-инструментальных жанров в XVII веке. Кроме Шютца, можно назвать оперных композиторов начала XVIII века Р. Кайзера, И. Маттезона, Г. Телемана, писавших пассионы на свободные поэтические немецкие тексты и внесших определенный вклад в их развитие.

Непревзойденных высот достигают пассионы в творчестве И.С.Баха (1685—1750). Точное число написанных Бахом пассионов неизвестно, сохранились лишь "Страсти по Иоанну" (четыре редакции, сделанные в 1723 — 1729 гг.) и "Страсти по Матфею", переделывавшиеся пять раз (с 1729 г. по 1747 г.). Отрывки из "Страстей по Марку" вошли в другие произведения композитора, а подлинность приписываемых Баху "Страстей по Луке" оспаривается баховедами весьма обоснованно. Особенность баховских пассионов – это сочетание внешней формы итальянской оратории, делящейся на речитативы, арии и хоры с немецкими народными традициями страстных инсценировок и общеприходского хорального пения.