1. Понятие «оратория».
Оратория (ит. oratorio, от позднелат. oratorium – молельня, от лат. оrо – говорю, молю) – крупное многочастное вокально-симфоническое произведение для хора, певцов-солистов и оркестра, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.
Оратория занимает промежуточное положение между оперой и кантатой. С первой из них ее объединяют некоторые общие художественные тенденции, в частности, внимание к поэтическому тексту, раскрытию драматического сюжета, к одному типу музыкальной выразительности — сольному и хоровому пению с сопровождением. Кроме общих тенденций, оперу и ораторию роднит сходство музыкальных средств, форм и жанров, используемых в них. Это речитативы, сольные арии, ансамбли, хоры, оркестровые эпизоды (вступления, вводящие в действие, марши, музыкальные картины изобразительного характера). Заметим, что опера и оратория развиваются на основе драматического сюжета.
Однако есть и существенные жанровые различия между ними. Если опера, по словам А.Серова, в равной степени принадлежит трем искусствам: музыке, драматической поэзии и пластическому проявлению ее в театре, то в оратории и кантате сценическое воплощение отсутствует, так как они являются концертными жанрами. Это первое отличие. Второе отличие оперы от оратории заключается в типе раскрытия драматического сюжета. Опера представляет собой показ событий, непосредственное действие героев, их отношение друг к другу. Иными словами, в опере все события происходят на сцене перед нашими глазами. Оратория же представляет собой рассказ об этих событиях, их описание. Повествовательный тип раскрытия содержания в ней главенствует, преобладает над драматическим действием. И последнее. Если в опере главное выразительное средство — сольное пение, то в оратории — хоровое, а сольные эпизоды имеют примерно то же значение, какое в большом живописном полотне, рисующем картину массового действия, приобретает отдельный образ.
Кантата в отличие от оперы и оратории лишена конкретного драматического действия и персонажей. Ее содержание — лирическое высказывание, определенное эмоциональное состояние, нередко празднично-гимническое, особенно в приветственных жанрах. Кроме того, отличием кантаты от оратории, идущим от специфики содержания, являются размеры. Она более камерна и потому менее масштабна, скромна по выразительным средствам. Родовые же жанровые признаки у оратории и кантаты общие:
повествовательный тип раскрытия содержания;
принадлежность к концертным жанрам;
многочастная циклическая композиция;
исполнительский состав.
Развиваясь в одном русле вокально-симфонической музыки, оратория и кантата утверждали свои жанровые признаки, непрерывно взаимодействуя и обогащая друг друга. Привнесение в ораторию черт кантаты способствовало лиризации оратории. В свою очередь проникновение особенностей оратории в кантату привело к драматической наполненности последней, монументализации, героико-патриотическому пафосу звучания.
В основе оратории должна лежать большая и обобщающая идея. Главным действующим лицом ее обычно является народ. Оратории более свойственны народно-героическая тематика, выраженная сюжетность, преобладание крупного штриха, большая емкость, обобщенность образов героев, олицетворяющих общие черты человеческого характера, а нередко и всего народа. Не случайно под ораториальностью обычно понимается выражение массовости, народности "действия".
Для оратории характерна также эпическая драматургия со свойственными ей неторопливым, повествовательным типом развития, протяженностью одного эмоционального состояния, противопоставлением образов. Поскольку содержание оратории представлено, как правило, объемно, в нескольких измерениях, то основу ее композиции составляют монументальные формы, требующие соответствующих средств выражения. Отсюда общий ораторский пафос, яркие впечатляющие образы, зримость и броскость плаката, выразительная запоминающаяся мелодика, преобладание хоровых эпизодов над сольными, плотность музыкальной ткани, четкие, ясные формы.
- Раздел I
- Тема I Музыкальное искусство древности
- Музыкальная культура древнего Египта
- Музыка древней Сирии
- Музыкальная культура древней Палестины
- Музыкальная культура древней Греции
- Музыкально-поэтическое искусство средневековья
- Народная основа песенно-поэтического искусства средневековья
- Григорианский хорал – основная разновидность западноевропейской церковной музыки
- Анти-григорианские течения: гимны и секвенции
- Раннее многоголосие
- Раздел II
- Тема I Музыкальное наследие эпохи Возрождения
- Музыкальное Возрождение в Италии
- Венецианская школа
- Возрождение во Франции
- Нидерландская школа полифонистов
- И.С. Бах – традиционалист и новатор
- Речитатив
- Зарождение и развитие жанра кантаты
- Список использованных источников
- Морально-философский характер реквиема в.А. Моцарта
- Разбор хора № 7
- Список литературы
- Героико-патриотическая тема в ораториях Генделя
- 1. Понятие «оратория».
- Возникновение жанра. Предшественники оратории
- Типы и разновидности ораторий Итальянская оратория XVII века
- Немецкая оратория XVIII века. Возникновение немецкой оратории.
- Сюжеты и композиционные элементы ораторий г.Ф.Генделя.
- Краткая характеристика, особенности драматургии и композиции оратории "Самсон". Содержание оратории
- Список литературы
- Об оратории «Времена года»
- Хор «Весёлой пирушки»
- Зарубежная хоровая музыка хх века
- Джордж Гершвин (1898 – 1937)
- Творчество к. Дебюсси и м. Равеля