Венецианская школа
Крупным центром музыкальной культуры Возрождения явилась и Венеция. Во второй половине XVI века Венеция стала основным центром развития музыкально-драматических жанров. Именно в Венеции был создан новый стиль многохорного письма. Создателями его были Андреа и Джованни Габриели. Направление этого стиля было созвучно общему облику искусства Венеции, её всемирно знаменитой живописи (Тициан, Тинторетто, Веронезе) и зодчества. Этот полифонический стиль, уступая римской школе в возвышенной и мудрой простоте содержания, гармоническом изяществе формы, особенно у А. Габриели, отличался чертами концертности и пышного великолепия, которое отвечало музыкальным вкусам и обычаям Венецианской республики: увлекательной яркостью колорита, массивностью и блеском.
Своим учителем венецианские музыканты второй половины XVI века называли Адриана Вилларта, перенёсшего в Венецию профессиональные основы нидерландской полифонической школы и поддержавшего в Венеции её коренные, местные традиции: антифонное (от греч. анти – против, фоне – голос, звук, пение) переклички 2-х хоров, истоки – древнегреческие хоры.
Крупнейшими представителями Венецианской школы стали затем Андреа Габриели и его племянник, ученик Джованни, оба уроженцы Венеции. Андреа Габриели родился между 1510 – 20 годами и первоначально был певчим в капелле Сан Марко, которую возглавлял тогда Вилларт. В 1562 г. Работал в герцогской капелле в Мюнхене с Орландо Лассо. А по возвращении в Венецию А. Габриэли занял место органиста в соборе св. Марка, в 1584 г. уступил эту должность племяннику и ученику Джованни.
А. Габриели создавал крупные хоровые произведения для церкви, написал множество мадригалов, ряд органных пьес. Наиболее ценились его хоровая музыка, постоянно звучавшая в соборе св. Марка в сопровождении органа, хотя инструментальная партия ещё не выписывалась, как это будет делать Дж. Габриели. В своём творчестве А. Габриели отразил величие, пышную торжественность, которая была присуща музыкальному искусству Венеции. В своих многохорных произведениях Андреа разделяет хоры по регистрам, противопоставляет вступление высоких голосов низким, а подчас смешивает хоры в едином сплаве, достигая тем самым универсальных красок. Будучи замечательным, блестящим органистом-виртуозом, Андреа сделал большой вклад в развитие инструментальных жанров на заре их развития. В свои вокальные произведения Андреа включает и инструменты. Пишет и чисто инструментальные произведения. Кроме того, пишет и музыку, хоры к спектаклю «Эдип» Софокла в 1585 году.
Джованни нашёл большие возможности для контрастирования и сопоставления хора и оркестра. Склад музыки у Джованни преимущественно восьмиголосный. В соотношениях хоровых и оркестровых ансамблей он использует разнообразные комбинации – то все голоса поют одновременно, то вступают по очереди. Особо яркого эффекта он достигает в тембровом контрасте: противопоставляет, например, женский хор квартету басовых голосов, располагая между ними обыкновенный смешанный хор. В каждой из расчленённых хоровых масс у Джованни налицо собственный гармонический бас. Не ограничиваясь контрастным сопоставлением вокальных ансамблей, он в том же плане сочетает и инструментальные партии.
Произведения Дж. Габриели в совершенстве представляют стиль венецианской школы – отход от хорового письма a cappella в сторону вокально-инструментального ансамбля крупных масштабов, использование ярких тембровых и динамических контрастов, вокальной виртуозности, новой тематики, формообразований и особенностей композиторской структуры (виртуозные концертные соло противопоставлены шести, восьми, двенадцати, шеснадцатиголосному хору). Диапазон хора – от «до» большой октавы до «ля» второй.
В характере и круге образов венецианская школа далека от сдержанности и умеренности. Она скорее театрально акцентирует эмоции, создавая крайне напряжённые образы. В мелодике Габриели нужно отметить лёгкую пассажность, высокую тесситуру, непринуждённость скачков, чистые касания мелодической вершины. Всё это говорит о стремлении преодолеть традиции строгого стиля. Дж. Габриели писал и светскую музыку: мадригалы, инструментальные пьесы, и духовную – в крупной форме. Это «Священные симфонии» для 7 – 15 голосов, «Священные песнопения», «Концерты» для 6 – 16 голосов, мотеты, 177 пьес.
Клаудио Монтеверди (1567 – 1643)
Италия стала родиной европейского оперного искусства не случайно. Её народ обладал огромным певческим дарованием, издревле итальянцы славились своими голосами и песнями, а представления с музыкой и пением были старой народной традицией. С развитием национальной культуры всё более широкий круг плясок с музыкой и песнями приобретал общеитальянское художественное значение. Ритмы сицилианы, тарантеллы, ломбарды проникли в инструментальные жанры, оперные арии, канцоны, хоры. Новаторское искусство фроттолистов и мадригалистов во многом подготовило необходимые для оперного театра выразительные средства. Ранняя опера родилась на исходе Возрождения как смелая попытка реализации его гуманистических нравов. И называлась она «Drama per musika». Была создана академия или (camerata) (итал. – camera – комната, салон), стремившаяся возродить принципы античной культуры.
Впервые оперные театр появился во Флоренции, в самом сердце Возрождения, в городе Данте, Микельанджело, Франческо Ландино. Наряду с Флоренцией, ранним очагом новой оперной культуры на севере Италии стал ломбардский город Мантуя. Там в 1608 г. Были поставлены оперы «Дафна» Марко де Гальяно и «Ариадна» Монтеверди, «Орфей» – годом ранее. С его оперы «Орфей» и начинается история подлинной оперы.
Клаудио Монтеверди – крупнейший оперный композитор XVII века. Родился он на севере Италии в городе Кремоне в семье врача; получил серьёзное образование в университете; обширные музыкальные познания приобрёл, занимаясь с капельмейстером при Пьемонтском соборе Антонио Индженерьи. Благодаря своему учителю он быстро усвоил классическую традицию полифонического мастерства. В двадцатитрёхлетнем возрасте композитор был приглашён на службу к герцогу Мантуанскому в качестве певца и исполнителя на виоле. Вскоре он назначается директором придворной капеллы и «маэстро музыки». Вместе с двором сопровождал Монтеверди герцога во время путешествий и военных походов. Так, например виденные им сражения, помогли создать особый «возбуждённый, взволнованный стиль» (stilo concitato), которым композитор изображал драматические батальные сцены в своих операх.
Хотя деспотизм и жадность докучали композитору, он окончательно сформировался как зрелый и выдающийся мастер, создатель бессмертных произведений. Многое дали странствия в свите герцога по Европе: в Венгрии, Фландрии. Композитор встречался с выдающимися художниками своего времени, такими, как Рубенс, Тассо, а также с известными музыкантами и певцами.
На склоне лет он оставил герцогскую службу и переехал в Венецию, где работал капельмейстером в соборе cв. Марка, сочинял духовную музыку. В 1643 году он принял духовный сан, однако продолжал культивировать светскую музыку, а когда в Венеции открылся оперный театр, то семидесятилетний композитор ставил в нём свои оперы.
Многосторонняя творческая деятельность принесла Монтеверди широкую известность. Он одним из первых среди современников стал отступать от правил строгого контрапункта. Мадригалы Монтеверди (всего 8 мадригальных сборников) поражают обилием новых и смелых приёмов в области гармонии и полифонии: неприготовленные диссонансы, скачки на септиму и нону, септаккорды, хроматизмы, параллельные квинты, – всё это, несомненно, свидетельствует о поисках ярких средств для выражения сильных страстей. Важным выразительным средством в мадригалах Монтеверди был принцип контраста. Музыка насыщена яркими выразительными контрастами. Пауза в середине слова трактуется как «вздох», хроматизмы и диссонансы говорят о предчувствии скорби; ускоренное ритмическое движение и плавные мелодические ходы ассоциируются с потоками слёз, «цепи любви» изображались «гирляндами» терций. В особую группу входили слова: радость, любовь, красота, которые распевались юбиляциями. Короткие длительности и группетто изображали смех, радость, шутку. К явлениям природы относились слова: ветер, море, пламя, которые изображались с помощью наиболее оживлённого ритма и волнообразного мелодического рисунка. Восходящей мелодией сопровождалась речь о небе, горах, рае, нисходящей – о земле, аде, пропасти. Для композитора было особенно важным выражение в музыке чувства посредством слова. Главное – это синтез музыки и поэзии. В поэтической музыке мадригала господствовало два мотива: любовный (с оттенком печали и трагичности) и пейзаж с элементами звукописи, изобразительности.
В 1582 году он публикует сборник мотетов – «Духовные напевы», в следующем году – «Духовные мадригалы», а через год появился сборник трёхголосных канцонетт. В своём творчестве он прогрессивно осуществил слияние ренессансной полифонии и нового гомофонного склада – индивидуальных мелодий разного типа с инструментальным сопровождением. Его привлекал внутренний душевный мир человека. Монтеверди – подлинный первооснователь конфликтной драматургии трагедийного плана барокко. Гармония человека и вселенной не свойственна ему. Он – истый певец душ человеческих, противник идиллического искусства «амурчиков», «земфирчиков да сирен». Его герой – герой трагический.
Драматургические поиски приводят Монтеверди на путь оперного театра. В 1607 г. – «Опрфей», в 1608 – «Ариадна» были поставлены и принесли Монтеверди громкую славу. В «Орфее» античный сюжет истолкован в духе гуманистической трагедии. Идея оперы – этическая миссия искусства и его творца – художника, призванного служить людям, сражаться и побеждать силы зла.
Музыка оперы сосредоточена на раскрытии внутреннего мира трагического героя. Мелодии певучи, созвучны облику действующих лиц, полифония изящна в контрапунктической ткани: но всё же гомофонный склад господствует в «Орфее», партитура которого сверкает смелыми находками хроматических гармоний. Инструментовка созвучна мелодии, гармонии, сценичной ситуации. Монтеверди – отец инструментовки.
От оперы «Ариадна» (либретто О. Ринуччини) сохранился всемирно знаменитый «Lamento» (плач) героини, который композитор оставил в двух вариантах: для пения соло с сопровождением и в более позднем – в виде пяти-голосного мадригала. Ария эта – редкой красоты и по праву считается шедевром ранней итальянской оперы.
Творчество Монтеверди стало могучим фактором прогресса итальянского оперного искусства.
В Венеции Монтеверди написал шестую, седьмую и восьмую книги мадригалов. В 1638 г. – сборник «Мадригалы воинственные и любовные». Всего опер у Монтеверди девять: «Андромеда», комическая опера «Мнимо безумная Ликори», «Орфей», «Ариадна», «Похищение Прозерпины», «Коронование Поппеи», «Возвращение Улисса на родину» дошли до наших дней.
- Раздел I
- Тема I Музыкальное искусство древности
- Музыкальная культура древнего Египта
- Музыка древней Сирии
- Музыкальная культура древней Палестины
- Музыкальная культура древней Греции
- Музыкально-поэтическое искусство средневековья
- Народная основа песенно-поэтического искусства средневековья
- Григорианский хорал – основная разновидность западноевропейской церковной музыки
- Анти-григорианские течения: гимны и секвенции
- Раннее многоголосие
- Раздел II
- Тема I Музыкальное наследие эпохи Возрождения
- Музыкальное Возрождение в Италии
- Венецианская школа
- Возрождение во Франции
- Нидерландская школа полифонистов
- И.С. Бах – традиционалист и новатор
- Речитатив
- Зарождение и развитие жанра кантаты
- Список использованных источников
- Морально-философский характер реквиема в.А. Моцарта
- Разбор хора № 7
- Список литературы
- Героико-патриотическая тема в ораториях Генделя
- 1. Понятие «оратория».
- Возникновение жанра. Предшественники оратории
- Типы и разновидности ораторий Итальянская оратория XVII века
- Немецкая оратория XVIII века. Возникновение немецкой оратории.
- Сюжеты и композиционные элементы ораторий г.Ф.Генделя.
- Краткая характеристика, особенности драматургии и композиции оратории "Самсон". Содержание оратории
- Список литературы
- Об оратории «Времена года»
- Хор «Весёлой пирушки»
- Зарубежная хоровая музыка хх века
- Джордж Гершвин (1898 – 1937)
- Творчество к. Дебюсси и м. Равеля