logo
Лекции по зарубежной хоровой литературе

Музыкальная культура древней Греции

Наиболее широкого и блестящего развития музыка античной эпохи достигла в Греции. Арсеналом греческого искусства стала народная мифология.

Музыка играла большую роль в общественной и личной жизни греков. Для свободных граждан (не рабов) древнегреческих городах-государствах Афинах, Спарте, Фивах и др. обучение музыкальному искусству было обязательной составной частью гражданского воспитания и образования. На гимнастических и художественных состязаниях, которые греческие полисы устраивали в Афинах, в Дельфах, в Спарте, игры происходили под музыку. Состязались между собой певцы-солисты, хоры, инструменталисты, поэты – сочинители стихов и песен различных государств-городов. Музыке придавалось государственное, а в аристократической и военной Спарте – и чисто военное значение. Нотные записи древнегреческого фольклора отсутствуют. В древней Греции существовали различные жанры народных песен: бытовые, обрядовые, песни рабочих (жнецов, пастухов, ткачей), а также лирические и любовные. Особенно славились песни народов Эллады.

Пение с пляской было важной и красивейшей составной частью народных праздничных действ, связанных с земледельческими работами, сбором урожая и прославлением богов – покровителей полей, виноградников и земледельческого труда. Из этих народных действ с песнями возникла в дальнейшем классическая афинская трагедия.

Песни имели наименования, указывающие на их жанровую разновидность:

В народной песенности сложились первоначально те лады – дорийский, фригийский, лидийский, – которые в дальнейшем составили основу тогдашней «композиторской музыки». Песенный фольклор стал образцом для сочинителей и импровизаторов-профессионалов.

В IX – VII веках до новой эры наибольшей любовью, признанием и уважением пользовалось искусство странствующих певцов-сказителей, аэдов и рапсодов (отсюда – понятие рапсодии – фантазия в свободной импровизированной форме на темы народных напевов). Они воспевали подвиги героев во славу родной земли. Тексты их эпических сказок слагались тем шестистопным стихом – гекзаметром, без разделения на строфы, каким изложены и творения Гомера. Певец пел, сопровождая сказ на древнем струнном инструменте – форминксе (форминге), струны которого натягивались поперёк выделанного черепашьего щита, а позже – на кифаре. Мелодии более ранних сказателей, аэдов, были речитативно-повествовательного склада; у более поздних рапсодов собственно пение вытеснила певучая декламация. Это были первые известные нам греческие музыканты-профессионалы, подлинно народные поэты и певцы.

В VIIVI веках до новой эры возникла греческая лирика (от слова лира), хоровая, сольная, философская, любовная, гражданская и военная. Создание хоровых лирических песен легенда приписывают певцам-корифеям Стезихору из Сицилии, Ариону из Коринфа и Ивику из Регия. Так назывались песни, торжественные и наставительные, исполнявшиеся при встрече победителя на гимнастических или «мусических» состязаниях.

Выдающийся мастер хоровой лирики Пиндар из Фив прославился одами (ода – по-гречески – песнь), так назывались песни торжественные и наставительные.

Архаически-величавое искусство Пиндара – ступень, ведущая к Эсхилу – первому классику греческой трагедии. А утончённо-поэтической сольной лирикой с применением сложных размеров и музыкальных ритмов славилась школа с острова Лесбос во главе с Сафо (VII – VI век до новой эры).

Музыкальное искусство у греков культивировало главным образом вокальные жанры и формы. Инструментальное сопровождение дублировало вокальную мелодию. Хоровой склад был одноголосным, пели в унисон. В профессиональной музыке преобладали мужские хоры. Диапазон – от «ля» большой октавы до «ля» первой октавы. Греки сложили так называемую «совершенную систему», состоящую из 4-х ячеек тетрахордов.

Основное назначение инструментов заключалось в сопровождении пения. Любимыми инструментами греков были струнные щипковые: (лира, кифара, форминга) – щипковые, сопровождали пение. Среди духовых инструментов существовали сиринкс (флейта Пана) и авлос (инструмент типа гобоя) простой и двойной. Авлос применялся главным образом в театральной музыке, для сопровождения пляски и гимнастических состязаний.

В V веке до н.э. родилась Афинская трагедия. Её творцы: Эсхил, Софокл, Еврипид. Трагедия соединила в себе искусство солиста-корифея, хора, и актёра. Трагедия предназначалась для широких кругов свободного населения. Её писали в стихах.

Театр имел две площадки. Одну для актёров, другую для хора, состоящего из 12-15 человек – мужчин и орхестра (отсюда слово «оркестр»), исполняющих песни в унисон в сопровождении авлоса. Музыка в трагедии играла весьма активную драматическую роль.

Профессиональное занятие музыкой для свободного гражданина греческого государства считалось унизительным и позорным. Главные действующие лица трагедии – цари и царицы, боги и богини, титаны и нимфы. Люди из низов народных – пастухи, земледельцы, слуги – лишь второстепенные персонажи либо спутники героев. Однако именно в роли подобного «окружения» выступал обычно хор.

Учение греков о человечности музыки, о её познавательном и нравственно-воспитательном значении, о её акустических, гармонических, ритмических закономерностях, о синтезе искусств, наконец, сами музыкально-теоретические понятия и термины – «музыка», «мелодия», «гармония», «ритм» – стало достоянием музыкальных культур многих стран и народов.