logo
Лекции по зарубежной хоровой литературе

Тема I Музыкальное наследие эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения или Ренессанса обуславливается зарождением в странах Европы буржуазных отношений. Расцвет эпохи Возрождения приходится на XV – XVI века. Передовым идеологическим направлением стал гуманизм. В противовес церковному аскетизму на первый план выдвигается интерес к познанию мира и человеческой личности, стремление возродить эстетические идеалы античности.

Термин «Возрождение» был введён мыслителем и художником Джорджо Вазари («Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» – 1550).

Эта эпоха подарила нам Данте, Петрарка, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеленджело, Васко да Гама, Колумб, которые оставили миру великие открытия и гениальные творения. Церковь не теряет своего значения, но церковное искусство наполняется новыми земными образами. Гениальными примерами такой новой трактовки религиозных сюжетов могут служить образы Мадонны с младенцем в творчестве Рафаэля и Леонардо да Винчи. Музыка того времени, как и живопись, отражала гуманистическую идею эпохи – интерес к внутреннему миру человека.

В период Ренессанса возникает ряд, отличных друг от друга, полифонических школ: венецианская, римская, нидерландская, английская, французская, испанская, немецкая, польская и др. Вместе с тем, музыкальные творения разных школ и национальных культур объединены общими чертами: возвышенностью настроения, античной красотой формы, полифоническим мастерством.

Музыкальное Возрождение развивалось не равномерно, а циклами, выдвигающими то одну, то другую страну Европы. В XIV веке впереди было ярко-новаторское искусство северо-итальянских городов. XV столетие, ознаменованное в Италии затишьем музыкального Возрождения, становится периодом бурного развития Нидерландской полифонии, выдвинувшая имена выдающихся композиторов этой школы: Жоскена Депре, Орландо Лассо, Гийома Дюфаи.

В XV веке зарождается Английская полифоническая школа. Её представители: Джон Буль, Джон Дауленд и Ричард Эдвардс. Профессиональная музыка Англии основывалась на имитационном многоголосии канонического типа (основа народная).

К середине XVI века наступает расцвет музыкального Возрождения во Франции.