logo
Лекции по зарубежной хоровой литературе

Возрождение во Франции

В XV веке Франция завершила своё объединение и стала сплочённым государством, вдвое больше Испании и в пять раз больше, чем Англия. Французский Ренессанс (Возрождение) по гуманистическому духу был родственен и созвучен итальянскому Возрождению. Однако в музыке он приобрёл другие формы, стили письма и исполнительства. Старинная богатая гуманистическая культура городов Парижа, Дижона, Анжера, Лиона, богатое наследие готической полифонии с одной, а искусство трубадуров, труверов и менестрелей – с другой внесли своеобразные черты в музыкальную жизнь, обычаи, нравы. При наличии плодотворной связи между музыкальными культурами Франции и Италии эпохи Возрождения основой этих культур явилась их народная музыка.

К XV – XVI векам относится возникновение новой разновидности песенного творчества – ноэлей, или, как их тогда называли, – «но». Первые «но» – это настоящие святочные песни на евангельские тексты – (о рождении Христа, поклонении волхвов и т.д.), и распевались они именно на рождественские праздники. Однако скоро этот жанр эмансипировался: ноэли стали исполняться не только в сочельник, но и в другое время. К библейской легенде присоединялись мотивы современности, а евангельские сюжеты являлись в скептически-насмешливом освещении.

Постепенно сложились ноэли-басни, ноэли-пасторали, ноэли лирические, сатирические и другие. Характерная особенность жанра: эти «духовно-мирские» тексты большей частью приноравливались к мелодиям широко бытующих городских и сельских напевов. Но иногда в манере популярных образцов сочинялись совершенно новые песни. Их авторами были люди самые разные: священники и врачи, чиновники и аптекари, композиторы и поэты. Этот распространённый жанр – полулюбительский, полуфольклорный, вскоре привлёк и композиторов-профессионалов. Появились полифонические ноэли, принадлежащие перу Котлэ, Сертона, Корруа. Ноэль сыграла важную роль в образовании центрального жанра французского музыкального Возрождения – многоголосной песни (chanson).

Он стал самым реалистическим и популярным жанром французской профессиональной музыки. Круг образов многоголосной песни широк: бытовые картины, природа родины, люди, города, сражения. Разнообразны они по содержанию и по стилю: они повествовательны, лиричны, интимны, печальны, шуточны, галантны. Масштабы – от нескольких тактов до 42-х страниц. Мелодии «шансон» отличаются яркостью, свежестью, запоминаемостью. Они звучат настолько по-современному, как будто написаны в XX веке. Это всё происходит потому, что в народных песнях на протяжении поколений кристаллизуются типичные интонации, характерные для миллионов людей.

Для «шансон» того времени характерны простота выразительных средств, типичность основных оборотов, периодическое строение с концовками на доминанте и тонике, а также показательный для народного творчества приём запева и припева.

Часто музыка «шансон» идёт в характере народного танца. Характерна подчёркнутость ритмической основы: иногда ей свойственен куплетный склад или круговая рондообразность. Часто используются народные инструменты. Наконец, в связи с народной музыкой появляется гомофонный склад. Эти демократические черты «шансон» развивались не мирно, а в острой борьбе с антидемократическими и антиреалистическими традициями иных месс и мотетов, ярко отражавших реакционность католической музыкальной культуры феодализма.

Крупнейший мастер «шансон» Клеман Жанекен (1480 – 1564) стал центральной фигурой французской музыки Ренессанса. Сведения о его жизни скудны и уточняются. Родился он между 1480 и 1494 годами в Шательро (Пуату). Предполагают, что он происходил из буржуазной семьи, в молодости был посвящён в духовный сан и обучался музыке у знаменитого полифониста Жоскена Депре. В 20-30 годах он славился как превосходный регент и органист, руководит музыкальной капеллой собора в г. Анжере. В 40-50 годах Жанекен обосновался в Париже. С 1530 года Жанекен известен как композитор, мастер хоровых жанров.

И хотя слава его при жизни была велика, умер он в бедности в 1564 году или 1565. После себя он оставил ряд произведений в духовных жанрах: мессы, мотеты, Давидовы псалмы, плачи Иеремии, Соломоновы притчи и др. Эти произведения написаны в поздний парижский период и отличаются ярко-ренессансной трактовкой жанра: интонационной близостью к фольклору и ноэлям колоритной звукописью. Здесь также сказалось воздействие жанра многоголосной песни. В этом жанре композитором написано около 280 дошедших до нас песен.

Первоклассный мастер многоголосного письма, Жанекен искусно пользовался приёмами как аккордового многоголосия, так и линеарно-имитационной полифонии. Жанекену доступны и тонкая любовная лирика (песни на тексты Ронсара), и выражение настроений грусти и скорби, полные силы и жизни сцены народного веселья. Хороши его песенные зарисовки жанрового плана, но особенно славились его патриотические батальные песни.

К стилю и складу «шансон» обращаются те композиторы современной Франции, которых вдохновляет жизнерадостное и красочное искусство Ренессанса, – Клод Дебюсси в песнях на слова Шарля Орлеанского и Франсис Пуленк во «Французской сюите».