Морально-философский характер реквиема в.А. Моцарта
В.А. Моцарт – один из величайших представителей мировой музыкальной классики, художник-гуманист, творческая деятельность которого была связана с передовыми идеями эпохи Просвещения.
Для творчества Моцарта характерны глубина мысли, широта, богатство содержания, разнообразие форм, оптимизм, жизненная сила, выразительность мелодики, редкое художественное совершенство формы. Моцарт синтезировал в своем творчестве многообразие европейской музыкальной культуры XVIII века и оказал большое влияние на развитие почти всех жанров музыкального искусства, поднял на недосягаемую высоту хоровую музыку.
Значительную часть огромного творческого наследия Моцарта составляет хоровая музыка. Им написаны сочинения крупной формы для хора с оркестром: оратория "Кающийся Давид", "Освобожденная Бетулия", мессы (среди них выделяется Большая месса c-moll), кантаты духовного и светского содержания (наиболее известна кантата "К солнцу"), Реквием – последнее творение композитора.
Среди камерных хоровых произведений Моцарта можно выделить ряд мотетов, отдельные духовные сочинения ("Kyrie", "Miserere"), гимны, каноны. Большой популярностью в исполнительской практике пользуются хоры «Летний вечер» и "Are verum corpus".
"Requiem" - является одним из устойчивых типов католической мессы. В отличие от других его разновидностей, он подвергся в последние два столетия весьма значительным изменениям, не теряя при этом общей преемственности традиций. Предназначавшийся для заупокойной литургии он состоял из ряда гимнических – неизменяемых частей ординарной мессы и градуалов, псалмов, секвенций, непосредственно отмечавших цель и характер данной литургии. В качестве традиционных гимнов в реквием вошли "Kyrie", "Sanctus", "Agnus Dei". Как наиболее древний ритуал включался "Offertorium". Стабильными среди градуалов оказались "Dies irae" (с
входившими в него, кроме заглавного раздела "Tuba mirum", "Rex tremendae", "Recordare", "Confutatis", "Lacrimosa"). Открывал литургию "Introitus" на слова "Requiem aeternam dona eis, Domine" - "покой вечный дай им, Господи". От начальных слов этот жанр и получил свое название.
В период стабилизации – до XV в. — реквием оформился как жанр, обращенный к массовой аудитории, направленный на духовное объединение различных ее групп через сопереживание, сочувствие. Представления о смерти и «потустороннем мире» находят отражение в этом жанре.
Канонизация текста привела к остро определенной структуре жанра и обусловила его стилевые признаки: преобладание медленных частей, репризно-замкнутых форм, особого типа тематизма. Причем гимнические части по музыкальному материалу, как правило, не отличались от одноименных разделов ординарной мессы.
Значительную жанровую трансформацию доклассического реквиема осуществил представитель венецианской школы Кавалли. Секвенция "Dies irae" в его реквиемах стала своеобразным драматическим центром благодаря подчеркнутому озвучиванию многих текстовых деталей и введению эффектов ужаса.
Процесс выхода жанра за рамки культового стиля протекал в сфере его контактов со светской инструментальной музыкой. Первые результаты появились в творчестве Дж. Габриели (венская полифоническая школа XVI в.), создавшего новый тип реквиема – с инструментальным сопровождением, который существовал до середины XVII в. параллельно с а'каппельным. Классиков XVIII в. привлекала в реквиеме изначальная серьезность тематики, требовавшая сдержанности, благородства экспрессии. Лучшие образцы жанра классического периода принадлежат Гассе (немец), Иоммелли (итальянец) и Моцарту.
С этого времени реквием обретает черты концертного жанра. Это было связано с тем, что XVIII – нач. XIX вв. были связаны с общим угасанием религиозного чувства, объединяющего некогда широкие слои населения. Так, реквием Ф.Листа (1869 - 1870) представляет оригинальный пример синтеза стилистических элементов духовной музыки Ренессанса и композиторских мелодико-гармонических средств.
Иное прочтение жанра находим у Брукнера, Форе, Дворжака, Пуччини. Сохраняя латинский текст, авторы не воссоздают музыкальную модель средневековой мессы. Словесная основа как бы теряет свой изначальный смысл, а сами произведения в целом тесно примыкают либо к кантате, либо к оратории.
Таким образом, эволюция жанра в конце XVIII в. - начале XX в. привела, с одной стороны, к значительному расширению его идейной тематики с нередким обращением к патриотическим мотивам, с другой – через взаимодействие с иными хоровыми жанрами и театром к окончательному выходу в область концертной практики и утрате многих изначальных качеств первичной модели.
Первые десятилетия XX в. отмечены ослаблением интереса к крупной хоровой форме, не дали значительных результатов и в области реквиема. В 1916 г. английским композитором Делиусом впервые был создан Реквием на прозаические тексты из сочинений Ницше. К 20-м годам относиться лишь "Берлинский реквием Д. Вайля.
Поэтому при классификации современных реквиемов по типу текстовой модели образуются три основные группы:
реквиемы на латинский литургический текст: "Requiem Canticles" (заупокойные песнопения) И. Стравинского, реквием Д.Лигети (венгр), музыку А.Шнитке к трагедии Ф. Шиллера "Дон Карлос".
"Реквием тем, кого мы любим" Хиндемита;
военный реквием Бриттена, "Dies irae" Пендерецкого.
В заключение можно сказать, что жанр реквиема прошел через различные этапы эволюции художественного сознания, различные стилистические эпохи и течения. При этом основные качества первичной модели сохранялись композиторами в условиях той или иной системы музыкального языка.
"Реквием" Моцарта, без сомнения, не только одно из лучших творений его гениального автора, – оно относится к числу лучших созданий мировой музыкальной литературы. Все страницы этого сочинения – от самых нежных лирических до предельно трагических – глубоко человечны. "Реквием" создавался Моцартом в последние месяцы, предшествовавшие его смерти. Заказ был получен в мае 1791 года по поручению таинственного незнакомца, посланного от графа Франца Фон Вальсега. Граф намеревался выдать это произведение за своё, так как в обычае было, чтобы богатые дилетанты покупали у нуждавшихся композиторов сочинения и причисляли их к своим опусам. И, лишь случаю мир обязан величайшим произведением удивительным еще и потому, что в творчестве Моцарта "Реквием" выступает как совсем иная, необычная и притом завершительная стадия эволюции творческого сознания мастера.
Как известно, умирающий Моцарт писал "Реквием" с невероятным напряжением последних сил и все же не успел его завершить. Он завещал закончить свое последнее сочинение любимому ученику – Зюсмайеру. Более или менее достоверно установлено, что в "Реквиеме" принадлежит Моцартуи что завершено его учеником. Первый номер "Requiem aeternam" написан целиком композитором в виде законченной партитуры. В следующих номерах (Dies irae; Tuba mirum; Rex tremendae; Recordare; Confutatis; Domine Jesu, Hostias, частично Lacrymosa) Моцартом написана вокальная партия, дана гармоническая основа и кое-где сделана оркестровка. Большая часть музыки, сочиненной Зюсмайером, относится к трем последним номерам. Однако следует учесть, что, выполняя просьбу Моцарта, в последний номер (Agnus Dei) была целиком включена фуга из №1 (Kyrie eleison).
Жанр заупокойной мессы (как и мессы воскресной, праздничной) основывается на канонизированных текстах молитв, произносимых на латинском языке. Некоторые из них ("Kyrie eleison", "Sanctus", "Benedictus", "Agnus Dei") – те же, что и в воскресной мессе. Однако сущность заупокойной службы выявляется в других, характерных только для нее текстах и соответствующих им музыкальных номерах. Первый из них "Requiem aeternam" ("Дарует им вечный покой"), открывая службу он вместе с "Kyrie eleison" ("Господи помилуй") образует большое вступление. Следующий раздел "Dies irae" ("День гнева") – основной в "Реквиеме". Рисует картины конца света, страшного суда. Два номера - "Domine Jesu" ("Господи Иисусе") и "Hostias" ("Жертва") – образуют третий раздел (офферториум), который подводит к обряду, совершаемому над усопшим. "Sanctus" открывает четвертый раздел, включающий "Benedictus" и "Agnus Dei". С этого момента мотивы скорби отстраняются, идея приобщения умершего к вечной жизни рождает образы радости и ликования. Заупокойная месса сближается с воскресной лишь в "Agnus Dei". Молитвенный текст изменен в соответствии с содержанием службы, в частности, заканчивается этот раздел словами, напоминающими о ее начале; "cum sanctus tuis in aeternam" ("со святыми упокой").
Основную роль в "Реквиеме" играет хор. Из двенадцати номеров девять исполняются хором с отдельными фразами солистов, три – квартетом солистов. Широкое применение находит в произведении имитационная полифония. Многие номера изложены в смешанном складе (гармоническом и полифоническом). В "Реквиеме" – три фуги, каждая из них проходит дважды: Kyrie и Agnus Dei (первый и последний номера), Domine Jesu и Hostias (восьмой и девятый номера), Sanctus и Benedictus (десятый и одиннадцатый номера).
В хоровой музыке "Реквиема" ощущается влияние замечательных предшественников Моцарта – Баха и Генделя.
«Requiem aeternam» (Вечный покой) – мольба о даровании покоя истомленной душе и об осветлении её, темной, вечным светом блага и радости. Эта часть завершается напряженным восклицанием "Господи, помилуй".
«Dies irae» (день гнева) - день великого суда, день отмщения и расплаты. Суровый гимн средневековья, когда скопилось среди людей столько горя и слёз, обид и ужасов, что воображение человеческое не могло бы тогда примириться с сознанием, что судья не придет и слёзы останутся неотомщенными. Стремительно бурный натиск этой музыки сменяется грозным возгласом.
«Tuba mirum» (Труба Предвечного). У Моцарта – величественное вступление тромбона, за которым на фоне струнных раздается плач и тягостные вздохи осужденных: "Что скажу я, несчастный, к какому защитнику обращусь?".
«Rex tremendae» (Царь потрясающий). Трепет и содрогание сменяются на светлое, плавно развертываемое.
«Recordare» (Меч милосердия) – моление о пощаде, как бы в ответ звучит мрачный приговор.
«Confutatis» (Посрамив) – "в пламя проклятых!". Но лишь только стихают стенания, опять слышна мольба: "Воззови меня ко праведным!".
«Lacrymosa» (Слёзная) – нежный цвет Моцартовской лирики: "упокой твои создания в тот скорбный день слёз".
8. «Domine Jesu» (Господи Иисусе) - "Боже, избавь души умерших от адских мук" – широко развернутое, на драматических противопоставлениях голосовых групп в гармонии, то в сплетениях, то в мощном унисоне – основано всеобщее моление.
9. «Hostias» (Жертва) – благовейное приношение.
10. "Sanctus" (Свят) – блестящая солнечная весть.
11. «Benedictus» (Благословен) – мягко струящаяся, волнистая мелодическая линия звучит как благое приветствие: «Благословен грядный». И "Sanctus" и "Benedictus" замыкаются радостными кликами "Osanna".
12. «Agnus Dei» (Агнец Божий) - "вземляй грех мира, даруй им вечный покой" – завершительное всеобщее моление, выразительно замыкает весь величаво-трагический замысел.
Все произведение проникнуто высоким гуманизмом, страстной любовью к человеку, горячим сочувствием к его страданиям.
Разбор хора № 2
"Dies irae" - одна из драматических частей "Реквиема", характеризующей произведение уже начальными словами "День гнева, день этот освободит род (человеческий) из праха. День великого суда, отмщения и расплаты".
Аккордовое изложение, дублирование оркестром хоровых партий, четкий ритм придают ему устрашающий уверенный характер. Хор написан в простой трёхчастной форме.
"Dies irae" - грозная картина страшного суда решена с театральной яркостью. Динамика достигает здесь подлинно симфонических масштабов, несмотря на относительную краткость части. Это напоминает бетховенские апассионатные образы на текст средневековой секвенции о страшном суде. "Dies irae" введена вместо "Gloria" и "Credo".
Оркестр подчёркивает картину ужаса и всеобщего страха.
На словах "Solvet Saecium" ("превращает мир в пепел") мелодический ход аналогичен началу первой части "Requiem aeternam". Но образы эти контрастны. Если в первой части звучит глубокая скорбь, то здесь – возглас отчаяния.
На фоне бурлящих пламенных фигур возникают голоса басов и теноров, которые вступают канонически, мелодия широкого диапазона, скачкообразная с изломанным ритмом живописует картину страшного суда. Им контрастирует женский хор молящимися фразами "Voca me" - "Призови меня". В конце этого номера Моцарт проявил исключительную гармоническую смелость и новаторство: начиная со слов "Ого supplex et accinis" ("Смиренно умоляю и зову", через энгармонизмы и ум.7, совершается ряд нисходящих, хроматических модуляций (из a-moll в as-moll, g-moll, ges-moll и, наконец, F-dur)). Постепенное понижение тональной сферы и хоры басов на тритон производит впечатление все большего погружения в бездну. Это изумительный и редчайший в музыке XIII века пример колористического использования гармонии.
- Раздел I
- Тема I Музыкальное искусство древности
- Музыкальная культура древнего Египта
- Музыка древней Сирии
- Музыкальная культура древней Палестины
- Музыкальная культура древней Греции
- Музыкально-поэтическое искусство средневековья
- Народная основа песенно-поэтического искусства средневековья
- Григорианский хорал – основная разновидность западноевропейской церковной музыки
- Анти-григорианские течения: гимны и секвенции
- Раннее многоголосие
- Раздел II
- Тема I Музыкальное наследие эпохи Возрождения
- Музыкальное Возрождение в Италии
- Венецианская школа
- Возрождение во Франции
- Нидерландская школа полифонистов
- И.С. Бах – традиционалист и новатор
- Речитатив
- Зарождение и развитие жанра кантаты
- Список использованных источников
- Морально-философский характер реквиема в.А. Моцарта
- Разбор хора № 7
- Список литературы
- Героико-патриотическая тема в ораториях Генделя
- 1. Понятие «оратория».
- Возникновение жанра. Предшественники оратории
- Типы и разновидности ораторий Итальянская оратория XVII века
- Немецкая оратория XVIII века. Возникновение немецкой оратории.
- Сюжеты и композиционные элементы ораторий г.Ф.Генделя.
- Краткая характеристика, особенности драматургии и композиции оратории "Самсон". Содержание оратории
- Список литературы
- Об оратории «Времена года»
- Хор «Весёлой пирушки»
- Зарубежная хоровая музыка хх века
- Джордж Гершвин (1898 – 1937)
- Творчество к. Дебюсси и м. Равеля