Музыкальная культура древнего Египта
В III – I тысячелетиях до новой эры древний Египет создал высокую цивилизацию, которая явилась целым этапом в истории человеческой культуры. Были созданы художественные ценности: грандиозные архитектурные сооружения с восьмьюдесятью пирамидами, искусно сложенными из огромных, нередко многотонных каменных глыб. Были выстроены храмы, сфинксы, гробницы, прекрасные здания. Стенная роспись, резьба, инкрустация, ювелирные изделия, предметы из стекла, найденные при раскопках в усыпальницах пирамид и мастаба (гробницы богатых египтян нецарского рода) до сих пор радуют взор человека и вызывают глубокое уважение к народу – создателю этих художественных сокровищ. На стенах гробниц и древних папирусах сделаны драгоценные иероглифические записи песен-стихов, сказок, исторических воспоминаний. Огромными были достижения в науках астрономии, математике, медицине и т.д.
Борьба со стихиями (покорение пустыни и водной стихии – речной и морской) способствовала созданию искусства монументального, декоративного, рассчитанного на многих участников. Такими жанрами стали «страсти» и «мистерии». Сюжеты их возникли в народной мифологии. Действующими персонажами были мифические боги. Самыми популярными были «страсти». Музыка в «страстях» играла большую роль: песни с хором, шествия и пляски чередовались с драматическими сценами, воссоздававшими реальные картины жизни и быта. «Страсти» и «мистерии» явились высшей формой древнеегипетского фольклора.
Профессиональная музыка древних египтян всецело находилась в ведении жречества. Её жанрами были религиозно-культовые гимны и древние молитвенные напевы. Культовый ритуал (отправление религиозных обрядов) обставлялся с большой пышностью. На стенах пирамид, надгробиях, в древних папирусах, в религиозных сборниках «Тексты пирамид» и «Книга мёртвых» сохранились строки тех величавых гимнов, какие египтяне слагали своим божествам.
Напевы не записывались, а передавались от одного поколения к другому, запечатлённые в особой системе рук при управлении хором. Этот способ обозначения изображён на барельефах и росписях. Он широко распространился под названием «хирономического». Из него впоследствии возникло дирижирование.
Со II тысячелетия до нашей эры египетское искусство упорно развивается. Окрепла и продвинулась вперёд светская профессиональная музыка. Сказалось её стремление к монументальности, характерное для древнеегипетской художественной культуры. При дворах фараона существовали музыкальные ансамбли певцов и инструменталистов. Сохранились изображения – картины хорового пения: поют сидя, в ладоши отбивая такт. В дворцовой музыке главным жанром были песни-гимны в честь царей.
Страна обладала высокоразвитой, разнообразной инструментальной культурой. Египтяне играли на арфе, лютне, флейте, двойном гобое. Особым почётом пользовалась арфа, о чём говорится в знаменитой «Песне арфиста» – высочайшем достижении древнеегипетской поэзии.
- Раздел I
- Тема I Музыкальное искусство древности
- Музыкальная культура древнего Египта
- Музыка древней Сирии
- Музыкальная культура древней Палестины
- Музыкальная культура древней Греции
- Музыкально-поэтическое искусство средневековья
- Народная основа песенно-поэтического искусства средневековья
- Григорианский хорал – основная разновидность западноевропейской церковной музыки
- Анти-григорианские течения: гимны и секвенции
- Раннее многоголосие
- Раздел II
- Тема I Музыкальное наследие эпохи Возрождения
- Музыкальное Возрождение в Италии
- Венецианская школа
- Возрождение во Франции
- Нидерландская школа полифонистов
- И.С. Бах – традиционалист и новатор
- Речитатив
- Зарождение и развитие жанра кантаты
- Список использованных источников
- Морально-философский характер реквиема в.А. Моцарта
- Разбор хора № 7
- Список литературы
- Героико-патриотическая тема в ораториях Генделя
- 1. Понятие «оратория».
- Возникновение жанра. Предшественники оратории
- Типы и разновидности ораторий Итальянская оратория XVII века
- Немецкая оратория XVIII века. Возникновение немецкой оратории.
- Сюжеты и композиционные элементы ораторий г.Ф.Генделя.
- Краткая характеристика, особенности драматургии и композиции оратории "Самсон". Содержание оратории
- Список литературы
- Об оратории «Времена года»
- Хор «Весёлой пирушки»
- Зарубежная хоровая музыка хх века
- Джордж Гершвин (1898 – 1937)
- Творчество к. Дебюсси и м. Равеля