logo
Лекции по зарубежной хоровой литературе

Список литературы

1. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки (до середины XVIII века). – М., 1978. – Т.1.

2. Роллан. Р. Гендель. – М., 1984.

3. Галацкая В. Гендель. – М., 1960.

4. Коленько Р.Г. Кантатно-ораториальные формы и жанры (в музыке до XX века). – Минск 2000.

5. Лаппо С, Локшин Д. Зарубежная хоровая литература. – М., 1964. – Т.1.

Характеристика хоровых сцен оратории

Й. Гайдна «Времена года»

Гайдн Франц Иозеф - австрийский композитор. Один из основоположников венской классической школы. Наряду с К.В. Глюком и В.А. Моцартом определил характерные черты этой школы: оптимистическое утверждение жизни, отражение действительности в развитии, диалектическое соотношение образной многогранности и целостности содержания. Все это содействовало расцвету симфонии, сонаты, квартета, сонаты. В творчестве Гайдна эти жанры занимают центральное место. Им написано 104 симфонии, 52 сонаты для фортепиано, большое количество концертов и камерных ансамблей для различных составов. Выдающийся вклад внес Гайдн своими вокально-симфоническими произведениями, в том числе ораториями "Сотворение мира" (1798) и "Времена года" (1801). В них Гайдн продолжил линию лирико-эпической оратории, намеченную еще Г.Ф.Генделем. Знакомство с творчеством Генделя было одним из самых сильных впечатлений, вынесенных из поездок Гайдна в Лондон (1791 – 1792, 1794 – 1795). Гайдна роднит с Генделем стремление к воспроизведению в музыке картин природы. Присущий Гайдну яркий колорит, восприимчивость к жанрово - бытовым впечатлениям придали его ораториям непривычную для того времени сочность, рельефность, национальную характерность. Особенно это отчетливо проявляется в оратории "Времена года", написанной на бытовой сюжет. Идеализация народного быта несколько сглаживает динамичность высказывания Гайдна, но не снижает общего художественного уровня, тем более что в ряде разделов оратории Гайдн тяготеет к философской трактовке содержания. Такой подтекст, присутствует в последней части оратории "Времена Года", в которой намечена параллель между сменой времен года и течением жизни человека, в оркестровых эпизодах и во вступлении к оратории "Сотворение мира ".