logo
Лекции по зарубежной хоровой литературе

Нидерландская школа полифонистов

Интересным и ярким явлением эпохи Возрождения была музыка композиторов Нидерландской школы. XV век ознаменовал начало эпохи Возрождения в Нидерландах. Причём особенность развития нидерландской культуры заключается в том, что, в отличие от других стран западной Европы, именно с музыки начался путь возрождения и других видов искусств, например, живописи, явившей миру творчество Рубенса, Рембрандта и других художников.

Наряду с искусством развиваются и науки. В университетах Нидерландов преподавалась математика, астрономия, география. Профессиональные знания в области музыки приобретались в метризах – учебных заведениях при кафедральных соборах нидерландских городов, которые готовили церковных певчих и органистов-профессионалов. Там наряду с общим образованием студенты обучались пению, игре на органе, теории музыки. Из метриз вышли такие крупные мастера-полифонисты, как Гийои Дюфаи, Жиль Беншуа и др.

Нидерландская музыка достигла в своём развитии значительного уровня. Основой, как и везде, явилась народная музыка. Музыку в Нидерландах (ныне Голландия, северо-восточная часть Франции, Бельгия, Люксембург) любили больше, чем живопись и скульптуру. Наряду с одноголосными песнями в быту всё шире распространялись многоголосные песни, достигшие расцвета в XVI веке, когда народ вёл героическую борьбу против гнёта испанских феодалов, против католического духовенства.

На богатой музыкальной основе в XV – XVI веках развилась мощная нидерландская школа хоровой полифонии, на её основе училось и росло полифоническое европейское искусство Италии, Франции, Испании, Германии, Польши.

Расцвет нидерландской композиторской школы XV – XVI веков, связан с тремя поколениями композиторов, определивших развитие европейской музыки этого периода. Каждое из этих поколений рассматривается исследователями как отдельная школа. Нидерландскую школу возглавили Беншуа (1400 – 1460) и Дюфаи (1400 – 1474), вторую – Окегем (1425 – 1494) и Обрехт (1450 – 1505), третью – Жоскен Депре (1440 – 1524) и Орландо Лассо (1520 – 1594).

Композиторы Нидерландской школы обобщили достижения английской и французской многоголосной музыки церковного и светского направления. В их творчестве были представлены основные вокально-хоровые жанры, где основное место занимает месса и мотет. В церковной музыке продолжался процесс оттачивания полифонического мастерства. Из-за большого количества правил и ограничений в голосоведении и контрапунктическом соединении голосов, многоголосие того времени получило название полифонии строгого стиля. В ней помимо объединяющей роли молитвенного текста был выработан чисто музыкальный приём – имитация, который тоже способствовал объединению музыкальной формы. Под имитацией подразумевалась передача мелодического построения из голоса в голос. Имитация могла быть точной или варьированной.

Увлечение композиторской техникой было ни чем иным, как продолжением средневековой традиции с её культом интеллектуализма. Например, Окегем удивил своих современников, сочинив мотет на 36 голосов. Сложная полифоническая техника демонстрировала уровень мастерства композиторов, но при этом часто страдала выразительная сторона музыки. Особенно наглядно это проявляется в сочинениях первых двух поколений композиторов Нидерландской школы. Только в творчестве Жоскена Депре и, особенно, Орландо Лассо техническое совершенство и эстетическая ценность музыки приобретают гармоническое равновесие.

Светские жанры эпохи Ренессанса, такие, как вилланелла, мадригал, многоголосный шансон тоже получили развитие в творчестве нидерландских мастеров. Эти произведения тяготели к более простому изложению, которое со временем разовьётся в гомофонно-гармонический склад письма.

Блестящим заключительным аккордом нидерландской школы является творчество Орландо Лассо (1532 – 1594), одного из величайших мастеров полифонии строгого стиля. Это был музыкант гениальный по глубине, блестящий певец. Уроженец Фландрии, он вырос в Италии. Музыкальную карьеру начал певчим в церковном хоре города Монс. Прожил жизнь странствующего музыканта, типичную для деятелей Ренессанса. Объезжает Италию, Францию, Англию. Композитор работал почти во всех крупнейших европейских музыкальных центрах, таких как: Милан, Рим, Венеция, Неаполь, Лондон, Антверпен. Последние 38 лет провёл в Мюнхене, где работал при дворе герцога Баварского капельмейстером. Это был один из титанов Возрождения, гениальным по глубине и мощи своего искусства, огромного диапазона и творческой силы. Лассо, оставаясь великим мастером нидерландской школы, жадно впитывал и органично усваивал опыт других стран – Франции, Германии Италии. Это придаёт его музыке многонациональный стиль.

Наследие Лассо огромно: свыше 50 месс, 100 магнификатов, свыше 1000 мотетов, семь «Покаянных псалмов», огромное множество песен – французских, немецких, итальянских, а также мадригалов, вилланелл, шансон – в общей сложности свыше 2000 композиций. Лассо особенно привлекали светские вокальные жанры. Он свободно владел итальянским, французским, немецкими языками, хорошо знал поэзию этих стран, понимал особенности музыкально-поэтических традиций. Излюбленным жанром был мадригал. Большинство из них – пятиголосны. Образная сфера их разнообразна: лирика, сатира, и даже, гротеск. Отличительной чертой мадригала становится контрастность: полифонии и гармонии, мелодичности и декламационности, диатоники и хроматики, высокой тесситуры и низкой, мажора и минора, динамики. Музыка мадригалов почти вся состоит из консонирующих мажорных и минорных трезвучий в основном виде. Церковные лады почти не используются. Хроматизмы связаны с модуляциями и отклонениями. Характерно точное следование за текстом.

Контраст лежит в основе жанров, на основе которой возродился мадригал: фроттолы и мотета. Фроттолу характеризует четырёхголосный аккордово-гомофонный склад письма с «элементарным голосоведением, нераспетой декламационной мелодикой, свободным употреблением диссонансов и ладами, приближёнными к мажору и минору». Мотет – церковный жанр, представляющий собой полифоническую форму, в которой строки текста получили имитационное развитие. Смел музыкальный язык его, проявляющийся в насыщенности альтерации, неожиданных сопоставлениях в гармонии. Композитор применяет новаторский приём – гомофонный склад. Особенно ярко своеобразие стиля О. Лассо – его нидерландская жанровость в изображении бытовых ситуаций, грубоватый добродушный юмор, меткая сатира отражены в светских жанрах (фр. шансон, итал. вилланелла, нем. многоголосная песня). Его многоголосные песни составляют целую галерею бытовых картин, характеров, портретов современников-людей различных национальностей и общественных положений.

Нарушая нормы строгого стиля, Орландо вырабатывает свой музыкальный язык на основе народной музыки, ярко, выпукло и рельефно рисует колоритные бытовые картины. Метко и чётко очерчивает главное – ситуацию, тип, эмоциональность. Это он делает, не отрываясь от текста песни,– то сгущает мелодические интонации-штрихи, то рассредоточивает, рассеивает их по полифонической ткани. Этот приём делает его образы индивидуальными, свойственными только его творчеству.

По устремлениям Лассо – гуманист, а по основному направлению творчества – реалист. Он стремится к правдивому воплощению человеческих образов и создаёт яркие убедительные зарисовки картин современной жизни. Он пишет на разнообразные тексты – оды Горация, Вергилия, стихи Ронсара, Дю Белле (фран.), Петрарки (итал.), Отто Фёрстера (нем.) Ганса Сакса и др.

Интересен хор «Эхо», написанный в итальянском народно-бытовом жанре. Это традиционный жанр того времени. Произведение написано для 2-х хоров. Хор состоит из набора отдельных фраз первого хора, воспроизводящихся вторым как эхо. Короткие рельефные образы обеспечивают звонкость интонаций. В них господствует аккордовый склад, велика роль каданса, чёткого ритма.

Не случайно Лассо отбирает наиболее светлые тональности (F-dur, С-dur H-dur.). Применяет иногда их терцовое сопоставление. При этом композитор широко использует ладово-функциональную многозначность аккордов. В конце хора используется характерный приём удаления, путём угасания звучности. Он также варьирует и принцип сопоставления двух хоров (из которых второй повторяет интонации первого), нередко второй хор вступает до завершения первого – такой приём даёт возможность придать хору дополнительный эффект.