logo
Лекции по зарубежной хоровой литературе

Музыкально-поэтическое искусство средневековья

Средневековая музыка сохранила во множестве нотные записи. Некоторые напевы той эпохи звучат в современном фольклоре и в произведениях композиторов XIX – XX веков. Это было тяжёлое и кровавое время, омрачённое бедствиями огромных людских масс. В Европе утверждение феодально-крепостного строя породило кровопролитные войны, стоившие народам неисчислимых жертв: это были монгольские и арабские завоевания, крестовые походы, впоследствии столетняя война XIV – XV веков. Крестьянские восстания против феодалов и папства свирепо подавлялись огнём и мечом. В этих условиях сложилось духовное всевластие католической церкви. Она яростно обрушивалась на своих противников и в их числе на «мирское», светское музыкальное искусство, беспощадно преследовала народных музыкантов и надолго, почти полностью захватило в свои руки профессиональное искусство, творчество, песенно-хоровую культуру, нотную письменность и теорию музыки.

В культовой музыке средних веков господствует аскетизм. Её основными видами являлись: речитация (молитвенное чтение на распев) и псалмодия.

Речитация распространилась и закрепилась среди монашества. Она исполнялась в медленном темпе, покойно, тягуче. Отличалась однообразием ритма, интонаций, отвечала бесстрастному духу монастырской жизни.

Мелодически более развитыми и эмоциональными были моления другого вида – псалмодические. В византийскую столицу они принесены были, видимо, с Востока – из Сирии и Палестины. Вокальная линия псалмодии была разнообразнее и выразительнее. Заключительные обороты мелодии нередко расцвечивались орнаментальными вокализами.

В течение долгого времени наиболее художественно-совершенным, интонационно богатым и жизненным видом в церковном пении явились тропари, возникшие, вероятно, не позже II века н.э. в греческом песенном искусстве. Тропарь – небольшое однострофное песнопение в честь какого-либо святого или празднуемого события. Первоначально тропарями называли краткие припевы к определённым стихам лирических песнопений (псалмов, гимнов). Они писались ритмической прозой. Объединение ряда тропарей привело к образованию жанров кондака, акафиста, канона. В них тропари подчинялись музыкально-поэтическим и смысловым моделям, а нередко сами служили образцами для других песнопений. С X века они именуются стихирами, – это музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты или тексты религиозно-дидактического характера. Импровизации эти исполнялись между основными текстами молитв-псалмов и сочетались в целую большую композицию. Первоначальный напев – ирмос – Варьировался в последующих тропах – повторах. Тропари сочинялись в народных ладах и по мелодическому складу близки светской народной музыке.

Мирская песенность народного происхождения разливалась по церквям Византии в VI – VII веках. Она достигла большого расцвета в творчестве выдающихся мастеров – мелодов.

Их излюбленным жанром стала хвалебная песнь – гимн. Создавшийся сначала вне культовой музыки, гимн в дальнейшем благодаря своим художественным достоинствам и всеобщему признанию получил всё более широкий доступ в православный церковный ритуал. Песенный жанр этот возник и получил первоначальное развитие ещё в древнем мире: существовали греческие, китайские, вавилонские и др. гимны. Источником, из которого в большей мере питалось гимническое искусство Византии, была сирийская песенность. Поэты-гимнотворцы – Бардезан, Ефрем Сирин и др. создали целую песенную школу, получившую широкое признание и пользовавшуюся громкой славой. Последователем этой школы был знаменитый лирический поэт и мелод из Бейрута – Роман Сладкопевец (конец V – начало VI веков). Он создал около 1000 гимнов. Стихи их написаны ярким, образным языком, в размерах, характерных для народной поэзии. По образному содержанию – это лирико-философские поэмы, где религиозные размышления сочетаются с мощными порывами искренне и ярко выраженного чувства. Гимнические произведения Романа Сладкопевца назывались кондаками. Это сложные, но весьма органичные композиции, состоящие из многих строф (до 24-х). Строфы кондаков объединены между собой не только образно-поэтическим содержанием, но акростихотворной формой: заглавные буквы стихов при чтении по вертикали, в свою очередь, образуют слова, таящиеся в «глубинах» текста. Мелодии восьмидесяти сохранившихся гимнов Романа пленяют вдохновенным экстазом и певучестью интонаций. Они близки сирийским гимнам эллинистической эпохи.

Следующим этапом Византийского гимнотворчества является VII – IX века. Создателем нового гимнического жанра – канона стал Андрей Критский. Канон (от греч. – норма, правило). Каноном в Византии называлась сложная гимническая композиция, состоявшая из нескольких частей. Строфы канона (числом от восьми до тридцати шести) объединялись в песни; песен же насчитывалось от двух до девяти, по четыре строфы в каждой. При этом, в отличие от единой, цельной тематической линии кондака, части канона посвящены различным религиозным легендам и поэтическим образам. При бесспорной красоте канонических мелодий они уступают кондакам в разнообразии и богатстве орнаментальных фигураций. По складу они зачастую приближаются к напевной речитации. В практике церковно-хорового пения склад гимнов ранее чисто одноголосный, приобретает новые черты. Появляются иногда выдержанные басы – своеобразные органные пункты того стиля и эпохи. Вокруг основной мелодии возникают сопровождающие голоса в мягком волнообразном движении.

Виднейший и влиятельный среди гимнистов этого периода – Иоанн Дамаскин (700 – 760 гг.). Он был не только талантливым вдохновенным певцом-мелодом и поэтом, но также одним из наиболее авторитетных музыкальных теоретиков своего времени. Вопреки глубоко религиозному мировоззрению и церковному сану, творчество его было проникнуто глубокой человечностью. Заслуга Дамаскина в том, что он подытожил и обобщил практику гимнотворчества, оставив после себя знаменитый «Октоих» – свод гимнов, систематически сгруппированных по 8-ми ладам (гласам).

Лады «Октоиха» диатоничны. Наименование их древнегреческие (дарийский, лидийский, фригийский).

Для закрепления и сохранения гимнического искусства большое значение имела Византийская нотация. Система нотных знаков «невм», которой пользовались Византийские музыканты, получила применение и в Западной Европе.