logo
Лекции по зарубежной хоровой литературе

Типы и разновидности ораторий Итальянская оратория XVII века

В Италии в XVII столетии развивается два типа ораторий: вульгарная и латинская. Вульгарная, или простонародная, оратория строится на основе свободно выбранного итальянского поэтического текста. Латинская — на основе библейского прозаического латинского текста. Оба вида оратории развивались сходно, хотя имели различное происхождение.

Вульгарная оратория, возникшая в конгрегации Ф.Нери, была более демократична и общедоступна. В ней намечены все основные элементы оратории. Диалогизированные лауды, в которых было столько голосов, сколько персонажей в представлении, и каждый из них вел свою партию в сопровождении органа, стали прообразом различных сольных номеров оратории. Выделение из диалога собственно партии рассказчика, ведущего повествование, и поручение ее хору, а позже появление речитативного начала в ней стало прообразом партии евангелиста или чтеца. Развитие сюжетов в диалогизированных лаудах, их драматизация способствуют обретению к середине XVII века для всего представления или "истории" (как они уже стали называться) единства музыкально-драматического замысла, что является основой композиции оратории. Сюжет освобождается от необходимости сценического воплощения, и духовная драма получает черты концертного жанра. Не случайно именно в это время, в 1645 году, слово "оратория" впервые появляется как обозначение формы концертной драмы. Таковы представления Дж. Каччини, Дж. Анерио и особенно А. Страделлы. Его оратории "Св. Иоанн Креститель" и "Сусанна" некоторыми своими чертами предвосхищают оратории Г.Генделя.

Латинская оратория возникла в среде профессиональных музыкантов. Предшественником ее был литургический мотет, а истоки находятся в средневековой литургической драме. Возникнув как духовный жанр, оратория вобрала в себя все традиции литургической драмы, соединив их с развитым многоголосием мотетов и мадригалов, а также с новым монодическим (одноголосным) стилем.

Латинская оратория достигла своего расцвета в творчестве Дж. Кариссими (1605—1674), ставшим первым ораториальным композитором. Занимая пост церковного капельмейстера в Риме, Кариссими создал 16 ораторий на библейские сюжеты. Из них наиболее известны: «Иевфай», «Суд Соломона», «Валтасар». Оратории Кариссими невелики по размерам, но значительно больше, чем предшествовавшие им духовные диалоги. Библейский текст дополняется свободно сочиненными прозаическими и стихотворными эпизодами. Сценичное действие ведет "историк", роль которого выполняют различные солисты порознь или вместе, в форме канонического дуэта. Реже рассказ передается хору. В хорах — центр драматургии ораторий Кариссими. Хор принимает активное участие в действии и заканчивает ораторию апофеозом. Своим гомофонным стилем, антифонными перекличками, мощным тутти они предвосхищают хоровое письмо Генделя.

Над дальнейшим развитием оратории работали ученики Дж.Кариссими: М.Шарпантье (1645—1704) во Франции и А.Скарлатти (1659—1725) в Италии. Автор многочисленных опер, ораторий и кантат, Скарлатти во многом усовершенствовал эти формы как в вокальном, так и в инструментальном направлениях. В его творчестве утвердилась особая форма арии da capo, где вторая часть контрастна, а третья вариационно повторяет первую. "Сухой" речитатив Скарлатти заменил речитативом с оркестровым сопровождением и драматизировал оркестровую партию. Он ввел также увертюру из трех частей (крайние в быстром, а средняя в медленном темпе), которая называлась симфонией.

Но несмотря на все усовершенствования, латинская оратория XVII века, будучи типичным жанром декоративно-пышного стиля барокко в Италии, к началу XVIII века пришла в упадок и почти полностью была вытеснена оперой. Не в Италии суждено было оратории достичь высшей степени расцвета, а в Германии, композиторы которой создали в этом жанре творения небывалого величия и глубочайшего содержания.