Джордж Гершвин (1898 – 1937)
Джордж Гершвин – создатель американской национальной оперы, композитор, в творчестве которого эстрадные песни и шоу соседствуют с самобытными симфоническими партитурами. В его сочинениях слушатели впервые ощутили национальный аромат и самобытность американской музыки. Ярчайший мелодический дар, глубокое постижение и творческое преломление многоязычного фольклора Америки, интерес ко всему новому – всё это характерно для Гершвина.
Творческая судьба композитора сложилась так, что музыкальные круги Америки не сразу признали в Гершвине серьёзного композитора. Долгое время он работал пианистом в музыкальном магазине и сочинял эстрадные песни, затем в музыкальных театрах Бродвея был концертмейстером. В прессе о Гершвине стали писать, когда ему исполнилось 25 лет. Уже тогда восхищались его талантом и узнавали, как композитора популярных песен. Песенное наследие Гершвина огромно. За свои 38 лет он сочинил около 300 песен. Не имея систематического музыкального образования, Гершвин настойчиво стремился постичь тонкости гармонии, полифонии, инструментовки, учился у Равеля и Прокофьева, Шёнберга и Стравинского, Хатчесона.
20-е годы ХХ века называют эпохой джаза. Всё американское искусство находилось в те годы под влиянием эстетики негритянского джаза. «Джазовая горячка» буквально захлестнула американские города бесчисленным количеством джазовых ансамблей. Некоторые из них стремились выйти за рамки кафе и ресторанов на концертную эстраду. Они пополняли состав ансамбля инструментами симфонического оркестра. Так возник смешанный тип – симфоджаз. Руководитель одного из популярных симфоджазовых оркестров Поль Уайтмен заказал Гершвину джазовый концерт. Так были созданы «Рапсодия в блюзовых тонах», симфоническая поэма «Американец в Париже», музыкальные комедии.
Вершиной творчества композитора стала опера «Порги и Бесс» – первая подлинно американская опера ХХ века. Замысел оперы возник ещё в начале 30-х годов, когда композитор познакомился с пьесой Д. Хейуарда «Порги». Гершвин стремился максимально правдиво отразить в опере жизнь негритянской бедноты, рабочих посёлков американского Юга, духовный мир своих героев, своеобразие их быта.
Первая в истории американской культуры опера представляет собой реалистическую бытовую народную оперу-драму. Герои оперы – негры. В романтически приподнятых интонациях ведётся повествование о судьбе двух бедных влюблённых – душевно мятущейся Бесс, доверчивого и доброго инвалида Порги. Их характеристики предельно выразительны и эмоциональны.
В этой опере отобразилось богатство полученных композитором жизненных впечатлений. Ему удалось выработать свой самостоятельный стиль, органично впитавший разные стилистические пласты серьёзной, лёгкой и джазовой музыки, своеобразие негритянского фольклора. Музыкальный язык оперы разнообразен: от величавых напевов спиричуэла до чарующих лирических блюзов, магических джазовых ритмов. Арии и дуэты композитор приближает к песням.
В музыке Гершвина то и дело встречаются черты, указывающие на его связь и с американским фольклором и с американской эстрадой. Музыкальная культура Америки сложилась на основе разнообразных фольклорных источников. Продолжительное время бок о бок существовали индейские, английские, немецкие, французские, еврейские, африканские, венгерские, китайские, японские мелодии. Подобной пестроты фольклора не знает ни одна другая страна. Хейвард ярко и правдиво изобразил жизнь негров-бедняков, обитателей грязных улочек и лачуг.
Чтобы глубже узнать жизнь среды, которую ему предстояло воплотить в опере, а главное, ощутить первозданную стихию национальной негритянской музыки, Гершвин прожил несколько месяцев в бедном негритянском местечке, где вдумчиво изучал местные нравы, музыкальные традиции.
В опере «Порги и Бесс» впервые в истории музыкального театра США негры показаны с глубоким уважением и сочувствием. Композитор не затушёвывает слабостей своих героев. Однако он искренне верит в их духовные возможности, с симпатией показывает стремление к счастью.
Гершвин выстраивал драматургию своей оперы, минуя оперные традиции.
В количественном отношении хоровые эпизоды занимают большую часть произведения. Помимо многочисленных самостоятельных номеров, хор сопровождает все сольные высказывания, принимает непосредственное участие в действии, радуется и печалится с героями, судит их поступки.
Гершвин использует разнообразные приёмы, значительно обогащающие представление об оперных хорах: это и своеобразные эффекты вокального и речевого «детонирования – скольжения», энергичные ритмы и дополнительные детали ритмической акцентности (притопывания и хлопки); ритмические возгласы и вздохи или напротив, экстатические выкрики хора «вразрез» с установившимся ритмическим движением, наконец, потрясающие динамические контрасты – crescendo с глиссандированием всего хора. Вокальные партии отличаются исключительным разнообразием и яркой характерностью. В основе языка оперы – живое и непосредственное речевое интонирование. В работе над оперой композитор основывался на обширном круге национально-бытовых жанров: комедий, элементов джаза, трудовых негритянских песен и уличных напевов. Но ведущая роль в ней принадлежит блюзам, спиричуэлам – негритянских молитвенных гимнов и псалмов. Сольный и хоровой речитатив, пение-говор, иногда переходит в экспрессивную вокальную манеру, а порой «соскальзывает» в разговорную речь. Некоторые хоры написаны в стиле негритянских духовных гимнов «спиричуэлс» (сцена оплакивания убитого моряка, молитва во время бури, финальный хор); другие – представляют собой жанровые сцены, полные народного веселья и юмора. Таким является хор из второго действия «Как тут усидеть» – весёлое шествие на пикник. Жители рыбацкого посёлка, забыв на время свои горести, веселятся, поют и танцуют. Яркая, темпераментная музыка изобилует характерными для негритянского джаза синкопами и акцентами; встречается сложный ритм. В музыке ясно ощущается родство с негритянским фольклором: нисходящие хроматические ходы, чередование аккордов тоники и низких VI и VII ступеней.
Черты фольклора органично сливаются с музыкой европейского склада. Опера привлекает великолепной театральностью, редкой свободой от условностей оперного жанра. Здесь сохранены особенности драматического театра: динамика и целеустремлённость сюжетного развития, сценических ситуаций, и, прежде всего, огромная роль диалогов в раскрытии образа. Омузыкаленная разговорная речь образует один из самых важных элементов драмы Гершвина. Опера отличается правдивым изображением человеческих страстей и новизной выразительных приёмов.
- Раздел I
- Тема I Музыкальное искусство древности
- Музыкальная культура древнего Египта
- Музыка древней Сирии
- Музыкальная культура древней Палестины
- Музыкальная культура древней Греции
- Музыкально-поэтическое искусство средневековья
- Народная основа песенно-поэтического искусства средневековья
- Григорианский хорал – основная разновидность западноевропейской церковной музыки
- Анти-григорианские течения: гимны и секвенции
- Раннее многоголосие
- Раздел II
- Тема I Музыкальное наследие эпохи Возрождения
- Музыкальное Возрождение в Италии
- Венецианская школа
- Возрождение во Франции
- Нидерландская школа полифонистов
- И.С. Бах – традиционалист и новатор
- Речитатив
- Зарождение и развитие жанра кантаты
- Список использованных источников
- Морально-философский характер реквиема в.А. Моцарта
- Разбор хора № 7
- Список литературы
- Героико-патриотическая тема в ораториях Генделя
- 1. Понятие «оратория».
- Возникновение жанра. Предшественники оратории
- Типы и разновидности ораторий Итальянская оратория XVII века
- Немецкая оратория XVIII века. Возникновение немецкой оратории.
- Сюжеты и композиционные элементы ораторий г.Ф.Генделя.
- Краткая характеристика, особенности драматургии и композиции оратории "Самсон". Содержание оратории
- Список литературы
- Об оратории «Времена года»
- Хор «Весёлой пирушки»
- Зарубежная хоровая музыка хх века
- Джордж Гершвин (1898 – 1937)
- Творчество к. Дебюсси и м. Равеля