Раннее многоголосие
Истоки многоголосия коренятся в древней народной музыке в различных его видах: ленточное многоголосие, подголосочное и имитационное. Время его образования IX – X века.
Органум – ленточное многоголосие, которое основывалось на параллельном движении голосов кварто-квинтовом;
гимель или двойниковое пение – пение в терцию;
фобурдон – пение параллельными секстаккордами.
Но самым ранним и совершенным видом явился дискант, что означает «противогласие», т.е. пение в противоположном движении. От других тогдашних полифонических форм дискант отличался прежде всего тем, что основная мелодия (cantus firmus) передавалась нижнему голосу, получившему название тенора; верхний же голос или голоса исполняли контрапунктирующие мелодии в движении, часто противоположном тенору, с богатой фигурационной расцветкой. Дискант возник и достиг высшего расцвета во Франции в XII – XIII веках. Его очагами были Лимож, Шартр и особенно Париж. Певческой школа собора Парижской Богоматери во главе с замечательными мастерами-полифонистами, регентами Леонином и Перотином, подняла искусство дисканта до наибольшего совершенства.
В течение раннего средневековья профессиональное искусство пользовалось невменной нотацией. Точное обозначение высоты каждого звука отсутствовало. Невмы – знаки в виде штрихов, точек, крючков – надписывались над молитвенным текстом, чтобы указать то направление, в каком движется мелодия, и относились, вероятно, не к отдельным звукам, а к целым группам.
Линейная нотация впервые встречается в записях X века. Замечательный итальянский теоретик Гвидо из Ареццо (995 – 1050) применял систему трёх и четырёх линий как стан с нанесёнными на него невмами, а также буквенными знаками. Это было плодотворным нововведением, и Гвидо поныне считается создателем линейной нотации.
Однако, достигнув удовлетворительного результата в обозначении высоты звука, нотация ещё оставляла без внимания его длительность, то есть не фиксировала ритмическую сторону мелодии. Поэтому усилиями полифонистов парижской и других школ была создана в XI – XIII веках мензуральная нотация (Mensura (лат.) – мера). Линии нотного стана окончательно приобрели своё современное значение. Возникло деление нотного текста на такты.
Ноты на линиях и между ними, сначала более или менее напоминающие невмы, затем ноты квадратные, ещё позже круглые – чёрные и белые – стали обозначать не только высоту звука, но и ритмические доли.
На рубеже XII – XIII веков возникают жанры кондукт и мотет.
Кондукт – род многоголосного пения, которым обычно сопровождались уличные шествия. Возникший первоначально (в конце XII века) как элемент интермедии, наподобие тропа, в церковном пении или литургической драме, кондукт впоследствии приобрёл качество светского жанра и получил широкое распространение в городской музыкальной жизни. Был первоначально одноголосным, а затем стал многоголосным, включался в литургию в праздники, играя роль перехода-связки от одного раздела литургии к другому. Основной признак кондукта – свободно сочинённый напев на стихотворный латинский текст. Размеренный ритм-шаг давал повод использовать кондукт в процессиях, шествиях. Главные особенности этого полифонического жанра заключались в том, что тематическую основу многоголосия составляли обычно бытующие напевы, любимые в университетских и других кругах городского населения. Композитору кондукта рекомендовалось использовать широко распространённый напев или сочинить наиболее красивый напев. Это определило доступность и демократический характер жанра. Вторым признаком кондукта являлась единая ритмическая основа всех голосов и наличие единого текста во всех голосах. Многоголосный кондукт представляет переходный жанр к мотету.
Мотет – первоначально возник в средневековой Франции как вокальное многоголосное произведение, в котором полифонически соединились несколько мелодий с различными текстами (от франц. mot – слово). Достаточно было заново подтекстовать один из голосов кондукта, чтобы превратить его в мотет. Это жанр и вид многоголосия разноликий и переходный: его истоки – в церковной музыке, но главенствует и в нём светское, бытовое начало. Различные голоса (числом от двух до четырёх) пели одновременно между собою мелодии – один на религиозные, другие же – на мирские, часто народно-песенные тексты. Контрасты возникали кричащие.
Эта разновидность средневекового многоголосия имела огромное значение для последующего развития музыкального искусства: то была первая исторически сложившаяся форма светской контрастной полифонии.
- Раздел I
- Тема I Музыкальное искусство древности
- Музыкальная культура древнего Египта
- Музыка древней Сирии
- Музыкальная культура древней Палестины
- Музыкальная культура древней Греции
- Музыкально-поэтическое искусство средневековья
- Народная основа песенно-поэтического искусства средневековья
- Григорианский хорал – основная разновидность западноевропейской церковной музыки
- Анти-григорианские течения: гимны и секвенции
- Раннее многоголосие
- Раздел II
- Тема I Музыкальное наследие эпохи Возрождения
- Музыкальное Возрождение в Италии
- Венецианская школа
- Возрождение во Франции
- Нидерландская школа полифонистов
- И.С. Бах – традиционалист и новатор
- Речитатив
- Зарождение и развитие жанра кантаты
- Список использованных источников
- Морально-философский характер реквиема в.А. Моцарта
- Разбор хора № 7
- Список литературы
- Героико-патриотическая тема в ораториях Генделя
- 1. Понятие «оратория».
- Возникновение жанра. Предшественники оратории
- Типы и разновидности ораторий Итальянская оратория XVII века
- Немецкая оратория XVIII века. Возникновение немецкой оратории.
- Сюжеты и композиционные элементы ораторий г.Ф.Генделя.
- Краткая характеристика, особенности драматургии и композиции оратории "Самсон". Содержание оратории
- Список литературы
- Об оратории «Времена года»
- Хор «Весёлой пирушки»
- Зарубежная хоровая музыка хх века
- Джордж Гершвин (1898 – 1937)
- Творчество к. Дебюсси и м. Равеля