logo
Лекции по зарубежной хоровой литературе

Разбор хора № 7

Через терцквартаккорд в d-moll осуществляется переход к следующей части реквиема – «Lacrimosa» – лирико-драматической кульминации всего произведения. Невозможно представить себе более совершенное, более полное искреннего чувства воплощение горя и страданий человека. Стонущие фигуры скрипок передают рыдания, и на этом фоне звучит печальная мелодия хора. Ход с квинты на минорную терцию с последующей остановкой на вводном тоне создает настроение безысходной скорби.

Моцарт успел написать всего восемь тактов этой "Слезной" части (вступление), и жизнь его обрывается. В Реквиеме Моцарта (что обусловлено характером жанра) преобладают скорбно-трагические настроения. Но есть и контрастные части, полные умиротворения или торжественного ликования.

Величайшим образцом жанра является Реквием Моцарта, соединивший черты, идущие от Баха (двойная фуга, изобразительность в передаче текста и т.д.), Генделя (яркая декоративность, лаконичность тематизма в фугах) и прозрения будущей романтической эпохи ("блуждающие" гармонии в "Confutatis"), суровую эпичность и проникновенную лирику. Реквием отразил богатейшую гамму чувств, глубокие размышления о вечных вопросах, всегда волнующих человека.

Идея произведения заключается в размышлениях и чувствах человека перед неизбежностью смерти.