Зарождение и развитие жанра кантаты
Кантата (ит. cantata от лат. cantare - петь) - многочастное вокально-инструментальное произведение, предназначенное для хора, солистов, оркестра, в большинстве случаев лирического или лирико-эпического содержания. Известны, однако, кантаты нециклические – одночастные, а также написанные только для одного хора или для одного солиста с оркестром либо с другим инструментальным сопровождением (например, органом), так называемая камерная кантата.
Обычно кантата состоит из оркестрового вступления, хоров, арий, речитативов, иногда ансамблей. Между ораторией и кантатой нет принципиальных различий. Кантату сближают с ораторией исполнительский состав, многочастное строение, отсутствие сценического действия. Кантату отличают от оратории меньшие масштабы, однородность содержания, отсутствие драматически развитого сюжета.
В историческом прошлом кантата и оратория существовали отдельно. У И. Баха и Г. Генделя, например, это два разных жанра, несмотря на наличие общих черт. Кантата лирична, выражает отношение к событиям через их лирическое преломление, большей частью не связана рамками сюжетности и постепенности в развитии действия; оратория же показывает события в их последовательном развертывании, в борьбе народных масс, изображает конкретных героев в определенных драматических сопоставлениях и даже столкновениях.
На протяжении последующего развития в XIX и особенно в XX веках границы между этими жанрами постепенно стирались. Авторские обозначения вокально-симфонических сочинений зачастую не отвечали традиционным представлениям о них.
По содержанию кантаты делятся на светские и духовные, или церковные.
Светские кантаты, итальянские по происхождению, – лирические,
приветственные, торжественные, эпические, посвященные прославлению какого-либо героя, города, исторического события, – предназначались для концертного исполнения. Духовные кантаты, сформировавшиеся в музыкальной культуре Германии, исполнялись на богослужении и были связаны с тематикой церковного календаря, а значит, с сюжетами и текстами из Библии.
На протяжении около четырех веков (с первой половины XVII века и до наших дней) жанр кантаты претерпел изменения. Первоначально термин «кантата» использовался в Италии для обозначения сольного вокального сочинения лирического содержания в противоположность сонате (ит. sonare – звучать), обозначающий любое инструментальное произведение. Впервые его применил А. Гранди («Cantata et Arie») в 1620 г.
Это был жанр преимущественно светского камерного типа. Первоначально кантата была близка образцам популярных в то время песен под лютню – мадригалам, позже приблизилась по характеру к сольной оперной композиции. Ранние итальянские кантаты – это сольные вокальные пьесы, состоящие из чередования арий и речитативов со сквозным развитием музыки от строфы к строфе (арии пелись как бы от лица тех, о ком велось повествование).
Основное содержание итальянских кантат составляла любовная лирика. Расцвет её связан с творчеством композиторов венецианской школы Л. Росси (1598 - 1653, около 200 камерных кантат), Ф. Кавалли (1602 - 1676), А. Чести (1623 - 1669), А. Страделла (1644 - 1682). Их кантаты складывались из нескольких арий da capo со вступительным речитативом.
Кристаллизация жанра камерной кантаты связывается с именем Дж. Кариссими (1605 – 1674), который создал одночастные вокальные произведения и камерные вокальные циклы из нескольких разделов. Много кантат создал и А. Страделла. Будучи автором опер, он внёс в камерную кантату развитое вокальное письмо, разработал партию сопровождения.
Дальнейшее развитие жанр кантаты получил в музыке неаполитанских композиторов в начале XVIII века.
Под воздействием оперы и инструментальной музыки кантата в творчестве А. Скарлатти (1660 - 1725, свыше 600 кантат) обрела четырехчастную схему «речитатив – ария – речитатив – ария» с обязательным контрастом между её частями. В этом виде она существовала в творчестве Дж. Б. Бонончини (1670 - 1747), Т. Альбинони (1671 - 1750), А. Вивальди (1678 - 1741), Б. Марчелло (1686 - 1739).
В то же время в Германии и некоторых других европейских странах, в культурно-музыкальных традициях, которых было широко развито хоровое пение, большое распространение получила хоровая кантата духовного содержания.
Влияние итальянской музыки, столь заметное по всей Европе, в Германии сдерживалось протестантством. Католические европейские центры охотно завязывали связи с Римом, Венецией, поддавались моде на итальянскую оперу и формы церковной музыки. Протестантские же оставались в стороне и развивали свои традиции – протестантского хорала, пассионов, органного искусства.
Одним из крупнейших композиторов XVII века, сумевшим сохранить национальную основу и творчески освоить, использовать опыт итальянских мастеров, стал Генрих Шютц (1585 – 1672), создатель жанров вокально-хоровой музыки, подготовивших появление хоровых кантат И.С. Баха. Духовная тематика и вокально-хоровые жанры, тесная связь музыки со словом – главные определяющие черты его творчества. От старинной псалмодии – протестантского хорала до нового ариозно-речитативного стиля, от звукового аскетизма до многозвучной красочности, от полифонии строгого стиля до свободного и яркого выразительного письма венецианской школы – таков диапазон творческих достижений Шютца – предшественника и во многом предвестника стиля музыки Баха. Такие его сочинения, как «Священные песнопения» (1625 г. – 40 мотетов), «Маленькие духовные концерты» (1636, 1639 г. – 55 произведений), явились прямыми прототипами кантатно-ораториального творчества Баха.
В протестантской Германии кантата заняла главное место в церковной музыке и на протяжении первой половины XVIII века обрела свой законченный вид в творчестве таких композиторов, как Г. Телеман (1681 – 1767), И. Бах (1685 – 1750), Р. Кайзер (1674 – 1734), К. Стамиц (1745 – 1801). Термин «кантата» не употреблялся в церковной музыке Германии до XVIII века и очень редко встречался в светской музыке. Интересно, что и Бах многие свои церковные произведения, впоследствии названные кантатами, называл концертами, мотетами, диалогами.
Духовные кантаты составляют основную часть наследия И.С. Баха и в полной мере раскрывают его творческие принципы. Сохранились около 190 духовных кантат композитора и около 20 светских. Если сольная итальянская кантата по своим составу и характеру приближалась к опере, то хоровая немецкая, опираясь на протестантский хорал и полифонические формы, больше близка пассионам, мессе и оратории. Смело, претворяя в ней достижения нового искусства своего времени, И.С. Бах привнёс в сольные и ансамблевые номера немецкой кантаты развитый итальянский ариозно-речитативный стиль.
от звукового аскетизма до многозвучной красочности, от полифонии строгого стиля до свободного и яркого выразительного письма венецианской школы - таков диапазон творческих достижений Шютца - предшественника и во многом предвестника стиля музыки Баха. Такие его сочинения, как Священные песнопения (1625г. - 40 мотетов), Маленькие духовные концерты (1636, 1639г. - 55 произведений), явились прямыми прототипами кантатно-ораториального творчества Баха.
Жанр духовной кантаты сложился в немецкой музыке в основном усилиями И. С. Баха. В течение многих лет он состоял кантором при церкви, и его повседневным композиторским делом было сочинение музыки для богослужения к каждому дню церковного календаря. Духовные кантаты составляют основную часть наследия И. С. Баха и в полной мере раскрывают его творческие принципы. Сохранилось около 190 духовных кантат И. С. Баха и около 20 светских. Если сольная итальянская кантата по своим составу и характеру приближалась к опере, то хоровая немецкая, опираясь на протестантский хорал и полифонические формы, больше близка пассионам, мессе и оратории. Смело, претворяя в ней достижения нового искусства своего времени, И. С. Бах привнес в сольные и ансамблевые номера немецкой кантаты развитый итальянский ариозно-речитативный стиль.
Образно-смысловой мир баховских кантат велик и разнообразен. Традиционные сюжеты и образы из Библии и Евангелия служили лишь отправной точкой. И. С. Бах раскрывает глубокие философско-эстетические проблемы, широкий круг лирических чувствований, полных подлинного драматизма, а порой и трагизма.
Кантаты И. С. Баха состоят из полифонических хоров, хоралов и их обработок, арий, речитативов, ансамблей и инструментальных номеров. Это масштабные вокально-инструментальные циклические формы, рассчитанные на 20 - 30 минут исполнения. Главную смысловую нагрузку в них несут хор, хорал, ария, второстепенное значение имеют ансамбли, речитативы и оркестровые номера.
Исполнительский состав кантат И. С. Баха определяется его элементами: это всегда хор, все тембры солистов (бас, тенор, альт, сопрано) и оркестр. Самый богатый состав оркестра - две скрипки, альт, виола да гамба, гобой, две флейты, четыре трубы, четыре тромбона, литавры, орган, basso continue –И. С. Бах применял в особых случаях, чаще ограничивался более скромным составом.
Подводя итог анализу баховских кантат, подчеркнем типичные её черты, которые сохранились в этом жанре в музыке XIX – XX веков. Это:
исполнительский состав (хор, солисты, оркестр);
характер жанров по содержанию (празднично-торжественные, лирические, лирико-эпические);
циклическая вокально-инструментальная форма, состоящая из законченных, контрастных частей;
функциональное распределение частей внутри кантаты;
5) тональный план кантат, поддерживающий единство цикла;
довольно крупные масштабы (20 - 30 минут звучания);
традиция написания кантат к особым случаям (праздник, знаменательная дата, событие, юбилей).
Традиция кантаты эпохи барокко, барочной кантаты, т. е. баховской кантаты, удерживалась вплоть до XIX века, а в некоторых своих чертах существует в музыке до наших дней. Именно этот период можно назвать кульминационным в развитии жанра духовной кантаты. Важную роль в становлении духовной кантаты сыграли сборники текстов кантат, составленные немецким поэтом Э. Ноймайстером и объединенные им в несколько годичных циклов (1704 – 1714). В них входили тексты из Библии, хоральные строфы, речитативы и арии da capo. Бахом написаны сотни духовных кантат, предназначенных для годичных церковных праздников. Они разнообразны по составу исполнителей и содержанию. В них Бах синтезирует черты церковных и светских кантат, а также концерта и мотета.
Развитие французской и английской кантат в первой половине XVIII века протекало под влиянием итальянских образцов и не оставило заметного следа. К концу XVIII века кантата в качестве жанра массовой хоровой песни получила широкое распространение в музыке Великой французской революции (1789 – 1794) в творчестве таких композиторов, как Э. Мегюль (1763 – 1870), Ф. Госсек (1734 – 1829), Ж. Лесюэр (1760 – 1837), П. Керубини (1760 – 1842).
В творчестве венских классиков, как впоследствии и в музыке романтиков XIX века, жанр кантаты уходит на второй план, освобождая место новым жанрам инструментальной музыки - симфонии, сонате, концерту. В музыке И. Гайдна (1732 - 1809), В. Моцарта (1756 - 1790) и Л. Бетховена (1770 -1827) кантата представлена немногочисленными сочинениями.
XIX век в западноевропейской музыке дает лишь единичные образцы жанра кантаты или произведений приближающихся к этому жанру. Таковы кантаты «Победная песнь Мириам» Ф. Шуберта (1797 - 1828), «Первая Вальпургиева ночь» Ф. Мендельсона (1809 - 1847), «Ринальдо» (на текст И. Гете) И. Брамса (1833 - 1897), «Бетховенская кантата» Ф. Листа (1811 - 1886), написанная к 100-летию со дня рождения Л. Бетховена.
Хоровая музыка занимает одно из ведущих мест в творчестве композиторов XX века. Главную роль в ней играют крупные циклические вокально-инструментальные жанры: кантата, оратория, месса, реквием и т. д.
Возрождению этих жанров способствовали социально-исторические условия и вытекающие отсюда потребности общества. Толчком в этом процессе послужили исторические события XX века – эпохи мощных народных движений, войн и революций.
Разнообразные стилевые тенденции музыки XX века: неоклассицизм, реставрировавший формы и средства искусства барокко, Возрождения, средневековья и еще более далеких времен, вплоть до античности (И. Стравинский, П. Хиндемит, А. Оннегер); экспрессионизм (А. Шенберг, А, Веберн); неоимпрессионизм (П. Буллез) – также оказали значительное воздействие на судьбы кантатно-ораториальных жанров. Воздействие их с другими музыкальными жанрами (оперой, симфонией, песней, вокальным циклом) и со смежными видами искусств (театром, литературой, кино) стало характерной особенностью крупных вокально-симфонических жанров музыки XX века.
В начале XX века (первое десятилетие) в творчестве западноевропейских композиторов кантатно-ораториальные жанры занимали незначительное место. Казалось, они исчерпали возможности своего развития. Далеко позади оказалась пора их расцвета, приходившаяся на XVII – XVIII века. В XIX веке, утратив идейно-художественное содержание классиков этих жанров И. Баха и Г. Генделя, они не могли развиваться, в прежнем направлении и вследствие этого были малочисленными. С конца 20-х годов XX века эти жанры становятся центральными в творчестве ряда виднейших композиторов: П. Хиндемита (1895 -1963), А. Оннегера (1892 – 1955), Д. Мийо (1892 – 1974), Б. Бриттена (1913 – 1976), К. Орфа (1895 – 1982), Ф. Пуленка (1899 – 1963) и др. В музыке этих композиторов кантатно-ораториальные жанры, сохранив некоторые традиционные черты, приобрели новые, свойственные искусству XX века.
Среди западноевропейских композиторов XX века, внесших значительный вклад в развитие жанра кантаты, особо следует отметить, прежде всего, немецкого композитора К. Орфа (1895 - 1982), создателя новой разновидности сценической кантаты, – знаменитые «Кармина Бурана» на стихи средневековых миннезингеров и «Катулли Кармина» на стихи древнеримского поэта Катулла, а также концерт-кантату «Триумф Афродиты». В творчестве английского композитора Б. Бриттена (1913 – 1976) жанр кантаты представлен сочинениями, написанными к торжественным датам: «Академическая кантата» (в честь 500-летия Базельского университета), «Кантата милосердия» (к 100-летию общества Красного Креста), «Голос сегодняшнего дня» (к 20-летию ООН).
Французская музыка в лице К. Дебюсси (1862 – 1918) и Ф. Пуленка (1899 – 1963) также дает несколько образцов этого жанра. У К. Дебюсси – кантаты «Гладиатор», «Блудный сын» и «Дева-избранница», у Ф. Пуленка - кантаты «Засуха» на стихи Э. Джеймса и «Лик человеческий» на стихи П. Элюара.
- Раздел I
- Тема I Музыкальное искусство древности
- Музыкальная культура древнего Египта
- Музыка древней Сирии
- Музыкальная культура древней Палестины
- Музыкальная культура древней Греции
- Музыкально-поэтическое искусство средневековья
- Народная основа песенно-поэтического искусства средневековья
- Григорианский хорал – основная разновидность западноевропейской церковной музыки
- Анти-григорианские течения: гимны и секвенции
- Раннее многоголосие
- Раздел II
- Тема I Музыкальное наследие эпохи Возрождения
- Музыкальное Возрождение в Италии
- Венецианская школа
- Возрождение во Франции
- Нидерландская школа полифонистов
- И.С. Бах – традиционалист и новатор
- Речитатив
- Зарождение и развитие жанра кантаты
- Список использованных источников
- Морально-философский характер реквиема в.А. Моцарта
- Разбор хора № 7
- Список литературы
- Героико-патриотическая тема в ораториях Генделя
- 1. Понятие «оратория».
- Возникновение жанра. Предшественники оратории
- Типы и разновидности ораторий Итальянская оратория XVII века
- Немецкая оратория XVIII века. Возникновение немецкой оратории.
- Сюжеты и композиционные элементы ораторий г.Ф.Генделя.
- Краткая характеристика, особенности драматургии и композиции оратории "Самсон". Содержание оратории
- Список литературы
- Об оратории «Времена года»
- Хор «Весёлой пирушки»
- Зарубежная хоровая музыка хх века
- Джордж Гершвин (1898 – 1937)
- Творчество к. Дебюсси и м. Равеля