logo search
Лекции по зарубежной хоровой литературе

Анти-григорианские течения: гимны и секвенции

Музыкальные разделы мессы, основанные до XIX – XV веков на григорианском хорале состояли из песнопений псалмодического характера и песнопений гимнического характера. В отличие от псалмодии мелодии гимна более развиты, певучи, структурно завершены. Мелодика гимнов по преимуществу лирическая, её интонации много общительные, разнообразнее, живее, нежели псалмодические. В отличие от псалмодии, гимны обладали также определённым размером и правильно повторяющейся группировкой длительностей. Ритм их был более ясен, выразителен и оживлён. Напев облекался в довольно чёткую композиционную форму с чертами периодичности. Ритмо-метрические особенности, свойственные мелодике гимнов, связаны были с их словесными текстами, тексты же эти – нередко стихотворные, строфического строения.

Долго гимны в церковь не допускались из-за их народных истоков. Но понемногу они проникли в богослужебный ритуал в виде своеобразных интермедий – «вставок» и распевались не как хоралы церковными певчими, а прихожанами общины (на первых порах). Лишь с течением времени эти «вставки» завоевали себе место в католическом культе, стали исполняться певчими и постепенно уравнялись в правах с псалмодией. Постепенно гимнические части мессы, благодаря их высоким художественным достоинствам, стали вытеснять части псалмодические, что привело к образованию 5-ти частной полифонической мессы, основанной на частях гимнического склада.

Benedictus – «Благословен»

Этот цикл сохранился в католическом богослужении по сей день.

Вслед за гимнами появились новые формы «анти-григорианских» течений – секвенции (от лат. – следовать). Секвенции средних веков возникли в IX – X столетиях как импровизационно-поэтические вставки-эпизоды, которыми расцвечивался старый молитвенный текст. Один из зачинателей этого новшества монах-регент Ноткер стал подтекстовывать импровизационные вокализы – так называемые юбиляции – стихами собственного сочинения, с расчётом, чтобы на каждый звук мелодии приходилось по слогу текста. Таким путём фигура лучше запоминалась певчими.

Отношение церкви к секвенциям было враждебным, т.к. они «покушались» на устои григорианского стиля и в XVI веке наложен запрет на исполнение секвенций, кроме пяти песнопений, особенно любимых народом.

Не случайно напевы этих секвенций сохранились до наших дней в обработках величайших мастеров: Моцарта, Верди, Листа, Чайковского, Рахманинова и др.

Народная музыка просачивается в григорианское пение и в виде троп. Троп – стилистический приём поэтической речи, а в узком смысле – распространённое описание, украшение, истолкование. Троп – вставка или серия вставок в канонизированный григорианский напев. Тропы могли быть текстовыми (см. секвенции) или мелодическими бестекстовыми вставками. Троп в начале песнопения выполнял вступительную функцию. Тропы нередко исполнялись в виде диалогов, из которых впоследствии выросла литургическая драма. Троп формирует литургию, внедряет в одноголосный хорал элементы многоголосия. По сути дела это юбиляции, прочно закрепившиеся в григорианском хорале. Они являются разновидностью тропа.

Дальнейшим шагом по пути внедрения мирского начала в церковную музыку были литургические драмы. Эти драмы – театрализованные эпизоды на различные сюжеты из евангелий и других религиозно-христианских источников. Эти драмы имели большое музыкальное значение. В них впервые в Европе после крушения античного театра была предпринята попытка воссоединения драматического действа и музыки на профессиональной основе. В этом смысле литургическая драма – один из древних источников оратории, а затем и оперы.