logo search
Лекции по зарубежной хоровой литературе

Музыкальная культура древней Палестины

Один из древних очагов музыкальной культуры на Ближнем востоке сложился в Палестине, народ которой – израильтяне, потом иудеи (так назывались евреи в древности), отличался, как об этом свидетельствуют памятники той эпохи, ярким музыкальным дарованием.

Наиболее полную картину музыкальной жизни древней Палестины со II тысячелетия до новой эры раскрывает Ветхий Завет, в котором говорится о песнях, танцах, процессиях с музыкой по преимуществу религиозно-культового характера. Среди песенных жанров широкое распространение получили псалмы. Их создателем является царь Давид. 150 псалмов Давида сохранились в словесных текстах («Псалтырь» в древнеславянском переводе с греческого). Музыка безвозвратно утеряна, но очевидно, она возникла из фольклора. Псалмодия представляла собою певучее речитирование на патетически приподнятой интонации, местами орнаментально украшенная искусной вокализацией. Она исполнялась либо соло, либо хором.

Бытовали и другие песенные жанры, среди которых отличались свадебные, составившие основу знаменитой «Песни песней» царя Соломона.

Мелос Палестины был, вероятно, пентатонным; позже у иудеев получили распространение диатонические лады, близкие древнегреческим, как свидетельствуют об этом античные писатели. По складу музыка была одноголосной. Знаменитые хоры, разделявшиеся на полухория (антифонное пение), исполняли свои мелодии в унисон.

Музыка была очень любима в древней Палестине. С хорами и кимвалами встречали воинов после битвы, под музыку плясали, справляли всевозможные религиозные обряды, пророки вещали будущее. Церковные службы богато украшались мелосом. Особенно славился музыкой и пением храм Соломона. Священнослужители, как правило, были музыкантами. Цари-пророки Саул, Давид, Соломон описаны в «Ветхом завете» как знатоки и покровители музыкального искусства.

Элементы Палестинской культуры отчасти отразились в приёмах григорианской псалмодии и антифонного пения средних веков.