logo search
Лекции по зарубежной хоровой литературе

Краткая характеристика, особенности драматургии и композиции оратории "Самсон". Содержание оратории

Израильтяне во главе со своим могучим героем Самсоном одерживают победу. Филистимлянке Далиле, жене Самсона, удаётся узнать, что чудодейственная сила героя заключена в его волосах. Ночью она отрезает у спящего Самсона волосы, и филистимляне захватывают его в плен. Они ослепляют героя, заковывают в цепи и приводят в храм, дабы он стал свидетелем их торжества. Но Самсон взывает к Богу и умоляет вернуть ему былую мощь. Бог внял его мольбе. Обретя вновь силу, герой рвёт сковывающие его цепи и разрушает храм. Вместе с филистимлянами он гибнет во время катастрофы, но приносит победу своему народу.

Оратория «Самсон» написана в 1742 году – в период наивысшего расцвета творчества Генделя. Сюжет этого сочинения заимствован из Ветхого завета и описывает один из эпизодов борьбы израильтян с филистимлянами. В оратории акцентируется драматическое начало, противостоят две силы: побежденные израильтяне и торжествующие филистимляне, а также Самсон, его отец и юный друг Миха, с одной стороны, и Далила, силач Харафа и жрец Дагон, с другой. Индивидуальными музыкальными характеристиками наделены только Самсон и Далила.

Конфликт, который содержится в сюжете оратории "Самсон", дает основание использовать принципы оперной драматургии. Кроме этого, он помогает строить развитие на противопоставлении контрастных положений и состояний, компоновать музыкальный материал в своеобразные музыкально-драматические сцены.

Первая часть оратории – ее экспозиция – праздник филистимлян, на который приводят пленного слепого Самсона. Филистимляне охарактеризованы блестящим маршеобразным хором с солирующими трубами. Тем контрастнее и горестнее звучат на этом фоне голоса израильтян, выражающие ему сочувствие. Они молят Иегову вернуть Самсону зрение и силу.

Во второй части с новой остротой противопоставлены две враждующие силы, но уже в большей мере через характеристику их героев: Самсона и Далилы, Самсона и Харафа, израильтян и филистимлян.

Третья часть содержит кульминацию и развязку: Самсон гибнет, освобождая свой народ. Финал оратории — торжественный и величавый хоровой марш, в котором народ оплакивает своего избавителя-героя.

Итак, два типа конфликтов лежат в основе драматургии «Самсона» – личностный и общенародный. Первый выражен с помощью контрастного сопоставления сольных номеров оратории, олицетворяющих характеристику главных героев Самсона и Далилы. Второй раскрывается через контрастное сопоставление хоровых номеров, рисующих образы двух враждующих народов – израильтян и филистимлян. Развивающиеся параллельно, эти два типа конфликтов взаимодействуют друг с другом, поочередно выступая на первый план. От первой части оратории к третьей контрастные противопоставления обостряются и усиливается психологическое напряжение. Все это разрешается в величественной кульминации – катарсисе: трагедия одного человека оборачивается радостью и победой всего народа.

«Самсон» – произведение большого социально-этического плана. В нем нашла яркое воплощение идея долга и самопожертвования ради блага народа. В основу его сюжета положена вторая часть известной библейской легенды: Самсон, к которому возвращается прежняя сила, разрушает храм филистимлян и погибает вместе с врагами под руинами. Народ оплакивает своего погибшего вождя, поет гимн свободе.

Оратория состоит из трех актов, включающих 89 номеров. Самые крупные из них – 17 хоров, в которых выражены страдания израильтян и торжество филистимлян.

Хор израильтян «Наступит день» из I акта «Самсона» .

(Смешанный состав. Тональность B-dur)

В этом номере израильтяне прославляют Иегову.

Хор написан в форме двойной фуги, в которой каждая тема излагается самостоятельно. Первая тема, соответственно тексту, решительного, утверждающего характера.

Вслед за экспозицией после краткой интермедии сразу наступает реприза, в которой порядок вступления голосов (кроме баса) противоположен экспозиционному (в экспозиции: альт, тенор, бас, сопрано; в репризе: бас, сопрано, тенор, альт).

Реприза изложена более сжато (stretto); если в экспозиции каждый последующий голос вступал через два такта, то здесь время каждого вступления сближено, но соблюдена определенная закономерность: сопрано после басов вступают через 1/2 такта, тенора — после сопрано через 1 такт, и, наконец, альты — после теноров через 1/2 такта. Такая временная последовательность определенным образом динамизирует репризу. Характерно для нее и отклонение в субдоминанту (Es-dur) с быстрым возвращением в основную тональность.

Вторая тема вступает сразу же после небольшой интермедии. Эта тема, в отличие от первой, строится на широком размашистом движении, на кварто-квинтовых (в основном), трубных интонациях.

Если противосложение к первой теме мало чем отличается от самой темы и является как бы непосредственным ее продолжением, то противосложение ко второй теме имеет свой ярко очерченный образ, резко контрастный самой теме: оно мелодически плавное и ритмически подвижное. Энергичное начало со второй восьмой такта придает ему остроту.

И вторая тема, и ее противосложение мелодически и гармонически более завершены. Интонационно-ритмический склад и последовательность вступлений голосов снизу вверх, кроме последнего (тенора, альты, сопрано, басы), придают второй теме блеск и величие. Противосложение удержанное, каждый раз почти в точности повторяющееся.

Если при изложении первой темы количество контрапунктирующих голосов последовательно, с каждым вступлением темы нарастало, то при каждом проведении второй темы ей контрапунктирует лишь противосложение в одном и всегда соседнем голосе, что подчеркивает контрастность этих двух мелодий.

Вторая тема значительно более развита, чем первая. Кроме ее экспозиции имеется еще два дополнительных проведения в крайних голосах (у сопрано и басов). В небольшой средней (разработочной) части проходят обе темы и противосложение ко второй теме.

В репризе полностью излагается вторая тема в основной тональности у сопрано, а противосложение у басов. Такое соотношение темы и противосложения (почти через две октавы) при очень ярком их дублировании в оркестре создает мощное и величественное звучание. В завершающем репризу гармоническом построении дважды звучит прерванный каданс, основанный на последней интонации темы.

Кода начинается полным проведением второй темы в басовой партии, а противосложения у сопрано, которые звучат, как в репризе, только в обратном соотношении и с еще большим темброво-регистровым контрастом.

Характер каждой темы фуги соответствует смысловому содержанию текста. Так, например, широкая мелодия второй темы (квартовые и квинтовые ходы) в равномерном движении четвертями скупо, лаконично, обобщенно передает образ текста («И счастье принесет свобода нам»). Ритмически подвижное, плавное по голосоведению противосложение, находясь в резком контрасте с темой, еще больше подчеркивает строгость, монументальность последней.

Изложение первой темы и, в особенности, противосложения ко второй теме, выдержанное в характере итальянских колоратур, требует от исполнителей значительной техники, гибкости голоса.

В зависимости от значения тематического материала, Гендель использует колористические возможности хоровых партий, проявляя при этом тонкое знание певческих голосов и хорового звучания. Таково, например, соотношение партий в проведении второй темы и про­тивосложения: они контрастируют или по тембру или по своему регистровому положению. В дополнительном проведении второй темы и противосложения (и при аналогичном их повторении в репризе) Гендель располагает их в верхних регистрах сопрано и басов. Как всегда, у Генделя уравновешенно и монолитно звучат все эпизоды гармонического склада.

Хор филистимлян из III акта «Самсона»

(Смешанный состав. Тональность e-moll)

Сражен Самсон, повергнут в прах.

Рабом теперь покорным стал.

Сильным хвала! Храбрым хвала!

В честь их плоды на праздник несем.

Это наиболее известный, популярный хор из оратории «Самсон». Номеру предшествует ария филистимлянина, слова и музыка которой в значительной мере повторяются хором. Интонационно последний имеет большое сходство также с арией Далилы из II акта. Сюжет данного хора – прославление филистимлянами бога Дагона и победы над врагами. Однако музыкальное содержание этих хоров несколько различно. Этот хор сочетает в себе элементы некоторой торжественности и вместе с тем скорбности (первая минорная тема).

По складу изложения хор смешанный: полифонический и гармонический. Форма сложная, двухчастная. Первая тема хора сдержанно суровая, с оттенком печали проходит у сопрано и альтов.

Поочередное исполнение темы то одной, то другой партией женских голосов в низкой тесситуре (особенно у альтов) с прозрачным сопровождением оркестра усиливает ее суровый печальный характер.

Резким контрастом является второй раздел первой части. Ариозное изложение сменяется многоголосным, полифоническим, низкие глухие регистры – блестящими, высокими, сдержанно-печальный минор — ярким, светлым мажором. Огромную роль играют здесь излюбленные Генделем трубные интонации, построенные на звуках мажорного трезвучия.