logo search
Лекции по зарубежной хоровой литературе

Григорианский хорал – основная разновидность западноевропейской церковной музыки

Церковь стремилась обставить свой культ с помощью наиболее впечатляющего пения. Стиль церковной католической музыки сложился в Западной Европе в IV – VII веках н.э. Её главные очаги и центры – Италия (Рим, Милан), Франция (Пуатье, Руан, Мец, Суассон), Испания.

В течение по крайней мере трёх столетий многие учёные монахи и музыкально образованные представители духовенства работали над систематическим изложением и сводом мелодий этого стиля. Результатом явился обширный кодекс начала VII столетия, главную роль в создании которого предание приписывает папе Григорию I. Он был образованным богословом, дипломатом, знатоком византийской культуры. Отсюда название этого кодекса – «Григорианский антифонарий» (собрание обиходных хоровых песнопений) и самого песенного стиля – григорианское пение. Песни-молитвы предназначались исключительно для мужского хора. Григорианский хорал принципиально одноголосен (исполнялся либо солистом, либо хором).

Один из древнейших видов григорианского пения – псалмодия. Это протяжная, в очень узком диапазоне, речитация латинских молитвенных текстов в прозе, не лишённая своеобразной скромной и суровой красоты.

В основе григорианского хорала строго диатонические, размеренно-плавные, обычно поступенные интонации, в простейших случаях – это речитации. Встречается и более развёрнутая речитация с поступенно повышающейся интонацией к центру фразы. Интонирование григорианского хорала взаимно уравновешенно посредством симметричных небольших восхождений и нисхождений. Такие песнопения назывались юбиляциями.

Хоралу присуща возвышенность характера, ритмическая статичность, малоподвижность. Отсутствует яркая мелодика. Латинский текст усугублял торжественность и отрешённость хорала. Такие разновидности григорианского хорала, разбросанные по отдельным разделам католической службы, были сведены воедино в мессе – главном католическом богослужении.