5. Установка. Обмен информацией и механизмы усвоения знаний (1 ч.).
Поскольку процесс обучения связан с передачей информации от учителя к ученику, необходимо понятие об основных законах семиотики как учения о знаковых системах. Необходимость активной работы воспринимающего для полноценного усвоения информации. 5 обязательных элементов семиотической ситуации, без которых обмен информацией не происходит.
Тезаурус = информационный массив.
Семиотическая природа искусства. Содержание музыки не исчерпывается комбинациями звуков, тем более — нотными знаками на листе бумаги.
Audio: Hoffnungs-Concert
Установка как готовность организма или субъекта к совершению определённого действия или к реагированию в определённом направлении — необходимый элемент любого процесса. Виды установки: моторная, перцептивная, умственная.
Примеры: (а) 1 и тот же портрет в разных аудиториях (гений и гангстер); (б) призыв клоуна с арены цирка о помощи умирающему за кулисами; (в) Катерина Измайлова (карт.. 8) гибнет из-за установки на безнадёжность ситуации — .
Эффективность «сознательного» заучивания по сравнению с механическим. Продуктивность идеомоторной тренировки, которой пользовался и Паганини.
Неосознаваемые установки. Ошибки установки и их последствия (Ленский). Лёгкость воспроизведения неосознаваемых элементов поведения, из-за чего прежде всего воспринимаются и перенимаются ошибки, просчёты (Студенты «выдают» ошибки своего профессора; человек таков, каким он себя не замечает [Байбуров]). Необходимость работы сознания для восприятия и воспроизведения ценных качеств.
Лучше всего ты учишь тому, чему тебе нужнее всего научиться самому [Frigate2000]
Примеры (играть): Чайк. Т. мал. лебедей; Страв. Повеса; Р-К. Зол. петушок.
Литература: [29.] [46.] [53.] [60.] [61.] [78.]
- Рабочая программа по методике обучения игре на инструменте
- Пояснительная записка
- Вспомогательные средства и приёмы
- Структура курса
- Требования к обучающимся Общие требования к минимуму содержания по дисциплине
- Организационные требования
- Домашние задания
- Экзаменационные требования
- Тематический план
- I семестр (38 ч.)
- II семестр (34 ч.)
- III семестр (38 ч.)
- Краткое содержание тем
- 1. Введение. Что такое методика и для чего она нужна (2 ч.).
- 2. Педагогика и ее основные черты. Педагогика и психология (1 ч.).
- 3. Педагогика музыкальной школы — общие принципы. Прием в дмш и первые уроки. Соотношение музыкального и технического развития (4 ч.).
- 4. Школы, руководства и репертуар для начального обучения (2 ч.)
- 5. Установка. Обмен информацией и механизмы усвоения знаний (1 ч.).
- 6. Мотивация; способы педагогического воздействия на ученика (2 ч.).
- 7. Методы обучения и стимулирования (4 ч.).
- 8. Общие принципы дидактики (2 ч.).
- 9. Механизм организации движений и процесс формирования навыков (3 ч.).
- 10. Личность педагога и общение (3 ч.).
- 11. Отражение действительности и внимание (4 ч.)
- 12. Способности и их развитие. Типы учеников (4 ч.)
- 13. Музыкальный слух (2 ч.)
- 14. Память (4 ч.)
- 15. Личность и характер. Развитие личности, типы учеников (4 ч.)
- 16. Теоретические основы постановки. Школа Ауэра (2 ч.).
- 17. Постановка корпуса и правая рука (2 ч.)
- 18. Основные принципы постановки левой руки (2 ч.)
- 19. Аппликатура. Смена позиций. Переходы (4 ч.)
- Смена позиций
- 4 Основных вида переходов и 3 дополнительных:
- 20. Звукоизвлечение, распределение смычка. Вибрато (4 ч.).
- 21. Интонация (2 ч.)
- 22. Смена смычка, смена струн. Легато (4 ч.)
- 23. Ритм, метр и темп (2 ч.)
- 24. Динамика, фразировка, агогика (2 ч.)
- 25. Артикуляция. Штрихи (2 ч.)
- 26. Построение урока (2 ч.)
- 27. Система занятий (4 ч.)
- 28. Работа над произведением (5 ч.)
- 29. Физическое состояние при исполнении и подготовке к нему. Взаимовлияние физических и психических процессов (1 ч.)
- 32. Орнаментика и способы нотной записи в разные эпохи (4 ч.)
- 33. Чтение с листа. Импровизация (2 ч.)
- 34. Педагогический процесс воспитания будущего музыканта. Взаимоотношения педагога в новом коллективе (4 ч.)
- 35. Система музыкального образования. Требования к ученикам и репертуар (8 ч.)
- Литература
- А) Рекомендуемая литература
- Б) Школы и пособия
- В) Цитируемая литература
- Г) Литература к темам