logo
Metprg11_A5

17. Постановка корпуса и правая рука (2 ч.)

Условность самого термина: система развивающихся двигательных, а не статичных, игровых положений. Нормальное положение ног — естественное положение человека, переминающегося с ноги на ногу. Современное представление: не нужно ничего менять у ребенка, ему можно подобрать скрипку по его рукам. Начинать обучение приходится с того, чтобы дать скрипку в левую руку, но занятия целесообразно начинать с правой. Подготовка всех игровых движений приближением их к привычным бытовым — способ избежать напряженности, непременно возникающей от перемены обстановки. Использование и развитие фантазии ребёнка!

Целесообразность начала работы со смычком в нижней его половине. Наряду с гладким ведением смычка есть смысл сразу дать почувствовать ощущение брос­ка смычка на струну, что избавляет от комплекса боязни оторваться от струны.

Норма «русской» школы — глубокая хватка смычка закругленным указа­тельным пальцем, обеспечивающая богатый, сочный, разнообразно-вырази­тельный звук. [Курвуазье, 1897, якобы по Иоахиму: кисть параллельно трости].

Теория «держащего кольца» между большим и средним (или указательным) пальцами (Л.Капэ) устарела, опровергнута ещё Флешем. Точнее говорить о «подвижном суставе», это кольцо может включать и мизинец, и указательный. Избежать напряжения помогает умение держать смычок без большого пальца (У.Примроуз).

Технология выработки навыка преобразования вращательного движения правой руки в прямолинейное движение смычка.

Нахождение индивидуального, естественного для данного ученика уровня подъема локтя. Возрастные особенности пальцевых движений. Роль концентрации веса руки в локтевом суставе и кисти как передаточного звена (Ауэр).

Упражнения для снятия напряжения в правой и левой руке (Байбуров).

DVD: Венявский Romnc (Cnc.№ 2): Эльман; Паганини Ad. (Cnc.№ 1): Менухин; Хейфец: длинный смычок.

Литература: [4.] [6.] [11.] [26.] [79.] [80.] [94.] [141.] [149.] [157.] [166.]