10. Личность педагога и общение (3 ч.).
Требования к педагогу определяются как важностью, так и своеобразием педагогической деятельности: 1) педагогические способности, любовь к делу и к воспитанникам.
Однако необходима точная мера: Пример: замечательный педагог, любимый и коллегами, и учениками, заявляет, что …не любит детей! (ср. тему 1).
2) многогранность процесса, который идет в семье, школе, при любых контактах человека, чтении и т. д. Педагог — главный координатор всех влияний. Необходимость быть разносторонне образованным человеком, непрерывно обновляющим знания.
3) длительность процесса, малоощутимость результатов воспитания. Терпение и оптимизм — важнейшие профессиональные качества педагога.
4) концентричность; постоянное возвращение к одним и тем же качествам личности, но каждый раз это не простое повторение. И в этом еще одно требование быть терпеливым, выдержанным, как бы ни доводили нерадивые или просто ещё недостаточно развитые ученики. Это означает и принципиальную незаконченность воспитательного процесса.
5) это активный двусторонний процесс. Воспитанник — и объект, и субъект воспитания. Значит, педагог должен воспитать у него потребность в постоянном самоанализе, самоконтроле, самовоспитании.
Далее, необходим педагогический такт: бороться не с человеком, а с его недостатками, проявляя уважение к личности ученика. Я привожу те или иные высказывания учеников, не называя фамилий, т. к. у меня нет намерения подставлять кого бы то ни было.
Пример: Л.Толстой Война и мир: Пьер и Курагин (беру назад и прошу извинить меня)
Умение слушать собеседника и слышать его.
5/6 информации передается помимо слов: позой, тембром голоса, интонацией, жестикуляцией и т. п. невербальными путями.
(Врата сортировки — 6 видов: процесс: как, чем заним.; люди: с кем; место: где; время: когда; ценность: как ценно, зачем; вещи, действие: что. Общение возможно при совпадении min. 3 видов) [ср. темы 6, 11].
Манипуляции, [83.]
[60., 20] Различия знаковой сферы человека и животного:
(1) объём означенной реальности – следствие совместного труда:
(2) выделение в уме объектов, а затем их свойств;
(3) у ч-ка – знаки не только для других, но и для себя, возникают понятия
(4) искусственные знаки, не похожие на предметы
(5) знаки животных одинаковы на всех широтах в обоих полушариях; у ч-ка = результат конвенции (дальше — поведение).
[60., 46—56] общая модель коммуникации — схема Р. Якобсона (1964.)
связь сообщение
А Б
контекст код
Код — правила языка (или «пучка» языков), используемого для передачи сообщения; контекст — заранее заданное «смысловое поле», в котором сообщение становится информативным.
Контакт = коммуникация с обратной связью. Для К. Бюлера (1927) контакт — «процесс согласованных соизменений поведения». Единицей контакта естественно считать простейший случай: А передает Б один «коммуникативный стимул» (или «коммуникат») и получает один ответный; Б получает один стимул и передает один в ответ; происходит «обмен» коммуникатами. Следуя психотерапевту Э. Берне (1964), назовем такой обмен «трансакцией».
Многотактные манипуляции состоят из целой серии трансакций.
…Манипуляция ДОМАШНИЙ МУДРЕЦ. Некто приучает свое окружение к мысли, что он способен бескорыстно давать мудрые советы. Умело поощряя паломничество жаждущих совета, он ведет тайный счет своим победам — «пристройкам сверху». Манипулятивный характер таких действий обнаруживается тем обстоятельством, что сам «мудрец» не выносит ничьих советов. Пристройка «рядом» или «снизу» рассматривается им как проигрыш.
Еще одна манипуляция. Ее детский вариант представлен в романе Ч. Диккенса «Большие ожидания». Девочка в чистом накрахмаленном платье выходит на крыльцо и просит мальчика, ее обожателя, слепить ей пирог из песка. Мальчик бросается выполнить эту просьбу, после чего девочка морщится: «Фу, какой ты грязный, противный — весь в песке». Манипуляция может соответственно носить название ПЕСОЧНЫЙ ПИРОГ.
Манипуляторы — нередко люди психологически извращенные (садистические наклонности). Они опасны для партнера и вынуждают его в дальнейшем быть настороже, т. е. общаться формально — вплоть до контакта масок. Причем одно из «наслаждений» манипулятора — вновь любой ценой извлечь партнера «из-под маски», чтобы затем опять нанести ему унизительный «укол».
Если контакт в целом представляет собой серию манипуляций и ничего более, перед нами несомненно шестой случай формального общения. Здесь один из партнеров насильственно ограничивает действия другого.
В контексте дружеских взаимоотношений односторонние и двусторонние манипуляции (невинные игры, «розыгрыши», подтрунивания) обычно имеют ту же цель: «оживление» контактов.
Итак, хотя на первый взгляд это кажется парадоксальным, в качестве очередного — седьмого случая формального общения мы назовем ограничение манипуляций. Однако это мнимый парадокс. Общение формально и тогда, когда оно сводится к манипуляции, и тогда, когда оно исключает возможность манипуляций. Между этими полюсами манипуляции принадлежат к неформальному общению. Это делает их особенно опасными. Имитация заинтересованности в партнере подчас настолько неотличима от подлинной заинтересованности, что ни жертва манипулятора, ни сам манипулятор годами не могут разобраться в истинном положении вещей.
Литература: [6.] [7.] [23.] [32.] [60.] [62.] [83.] [108.] [122.] [132.] [146.] [147.] [150.]
- Рабочая программа по методике обучения игре на инструменте
- Пояснительная записка
- Вспомогательные средства и приёмы
- Структура курса
- Требования к обучающимся Общие требования к минимуму содержания по дисциплине
- Организационные требования
- Домашние задания
- Экзаменационные требования
- Тематический план
- I семестр (38 ч.)
- II семестр (34 ч.)
- III семестр (38 ч.)
- Краткое содержание тем
- 1. Введение. Что такое методика и для чего она нужна (2 ч.).
- 2. Педагогика и ее основные черты. Педагогика и психология (1 ч.).
- 3. Педагогика музыкальной школы — общие принципы. Прием в дмш и первые уроки. Соотношение музыкального и технического развития (4 ч.).
- 4. Школы, руководства и репертуар для начального обучения (2 ч.)
- 5. Установка. Обмен информацией и механизмы усвоения знаний (1 ч.).
- 6. Мотивация; способы педагогического воздействия на ученика (2 ч.).
- 7. Методы обучения и стимулирования (4 ч.).
- 8. Общие принципы дидактики (2 ч.).
- 9. Механизм организации движений и процесс формирования навыков (3 ч.).
- 10. Личность педагога и общение (3 ч.).
- 11. Отражение действительности и внимание (4 ч.)
- 12. Способности и их развитие. Типы учеников (4 ч.)
- 13. Музыкальный слух (2 ч.)
- 14. Память (4 ч.)
- 15. Личность и характер. Развитие личности, типы учеников (4 ч.)
- 16. Теоретические основы постановки. Школа Ауэра (2 ч.).
- 17. Постановка корпуса и правая рука (2 ч.)
- 18. Основные принципы постановки левой руки (2 ч.)
- 19. Аппликатура. Смена позиций. Переходы (4 ч.)
- Смена позиций
- 4 Основных вида переходов и 3 дополнительных:
- 20. Звукоизвлечение, распределение смычка. Вибрато (4 ч.).
- 21. Интонация (2 ч.)
- 22. Смена смычка, смена струн. Легато (4 ч.)
- 23. Ритм, метр и темп (2 ч.)
- 24. Динамика, фразировка, агогика (2 ч.)
- 25. Артикуляция. Штрихи (2 ч.)
- 26. Построение урока (2 ч.)
- 27. Система занятий (4 ч.)
- 28. Работа над произведением (5 ч.)
- 29. Физическое состояние при исполнении и подготовке к нему. Взаимовлияние физических и психических процессов (1 ч.)
- 32. Орнаментика и способы нотной записи в разные эпохи (4 ч.)
- 33. Чтение с листа. Импровизация (2 ч.)
- 34. Педагогический процесс воспитания будущего музыканта. Взаимоотношения педагога в новом коллективе (4 ч.)
- 35. Система музыкального образования. Требования к ученикам и репертуар (8 ч.)
- Литература
- А) Рекомендуемая литература
- Б) Школы и пособия
- В) Цитируемая литература
- Г) Литература к темам