8. Общие принципы дидактики (2 ч.).
Дидактика — отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обучения и образования. Принципы дидактики связаны с объективными закономерностями педагогического процесса. Цепочка понятий закономерность — теория обучения — принцип — форма — метод — приём — средство естественно направлена от теории к практике.
Старинные, классические принципы, восходящие к Яну Амосу Коменскому, сохраняют актуальность и развиваются. Это принципы (1) научности, (2) сознательности и (3) самостоятельности, (4) связи теории с практикой, (5) наглядности и (6) доступности. Принципы (7) последовательности и (8) преемственности, их близость и различие. Принцип (9) прочности усвоения, целесообразность его реализации через (10) активность учащихся. Принципы активности и самостоятельности в обучении основаны на известной закономерности, что усвоение улучшается в процессе активной умственной деятельности обучаемых.
Новые принципы — например, принципы (11) развивающего обучения, (12) оптимальных условий обучения, (13) опережающего обучения, (14) обучения на высшем уровне трудности. Все принципы необходимо понимать в их системной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Классификация принципов Г. И. Шатковского [155.]: 1) синтеза — учить языку, умению свободно говорить, а потом воспроизведению текста; 2) триединства — знать, слышать и действовать; 3) соотношения цели и средств; 4) сотрудничества; 5) контакта; 6) повторения — творчески видоизмененного; 7) количества — играть (читать, слушать и т. д.) много и хорошо; 8) дифференцированного подхода: успевают все; 9) доступности. Дополнительные: 10) сравнения; 11) от общего к частному (ср. тему 16); 12) необходимой полезности (см. введение) — ничего абстрактного; 13) оснащённости (ср. 2).
Современный взгляд на принцип наглядности, связь его с возрастными особенностями учащихся. Учет зоны актуального развития ребенка и его ближайшего развития (Л. Выготский [38.]). Развитие принципа от эмпирической наглядности к теоретическому уровню мышления. Деятельность изучается в процессе её выполнения лучше, чем когда её только показывают. Путь от абстрактного понятия к его конкретизации продуктивнее, чем от конкретных образов к их абстрактному осмыслению, при этом место реальных объектов занимают их модели. А от преподавателя требуется гораздо более вдумчивое и творческое отношение к подготовке занятия.
Литература: [3.] [38.] [69.] [118.] [155.]
- Рабочая программа по методике обучения игре на инструменте
- Пояснительная записка
- Вспомогательные средства и приёмы
- Структура курса
- Требования к обучающимся Общие требования к минимуму содержания по дисциплине
- Организационные требования
- Домашние задания
- Экзаменационные требования
- Тематический план
- I семестр (38 ч.)
- II семестр (34 ч.)
- III семестр (38 ч.)
- Краткое содержание тем
- 1. Введение. Что такое методика и для чего она нужна (2 ч.).
- 2. Педагогика и ее основные черты. Педагогика и психология (1 ч.).
- 3. Педагогика музыкальной школы — общие принципы. Прием в дмш и первые уроки. Соотношение музыкального и технического развития (4 ч.).
- 4. Школы, руководства и репертуар для начального обучения (2 ч.)
- 5. Установка. Обмен информацией и механизмы усвоения знаний (1 ч.).
- 6. Мотивация; способы педагогического воздействия на ученика (2 ч.).
- 7. Методы обучения и стимулирования (4 ч.).
- 8. Общие принципы дидактики (2 ч.).
- 9. Механизм организации движений и процесс формирования навыков (3 ч.).
- 10. Личность педагога и общение (3 ч.).
- 11. Отражение действительности и внимание (4 ч.)
- 12. Способности и их развитие. Типы учеников (4 ч.)
- 13. Музыкальный слух (2 ч.)
- 14. Память (4 ч.)
- 15. Личность и характер. Развитие личности, типы учеников (4 ч.)
- 16. Теоретические основы постановки. Школа Ауэра (2 ч.).
- 17. Постановка корпуса и правая рука (2 ч.)
- 18. Основные принципы постановки левой руки (2 ч.)
- 19. Аппликатура. Смена позиций. Переходы (4 ч.)
- Смена позиций
- 4 Основных вида переходов и 3 дополнительных:
- 20. Звукоизвлечение, распределение смычка. Вибрато (4 ч.).
- 21. Интонация (2 ч.)
- 22. Смена смычка, смена струн. Легато (4 ч.)
- 23. Ритм, метр и темп (2 ч.)
- 24. Динамика, фразировка, агогика (2 ч.)
- 25. Артикуляция. Штрихи (2 ч.)
- 26. Построение урока (2 ч.)
- 27. Система занятий (4 ч.)
- 28. Работа над произведением (5 ч.)
- 29. Физическое состояние при исполнении и подготовке к нему. Взаимовлияние физических и психических процессов (1 ч.)
- 32. Орнаментика и способы нотной записи в разные эпохи (4 ч.)
- 33. Чтение с листа. Импровизация (2 ч.)
- 34. Педагогический процесс воспитания будущего музыканта. Взаимоотношения педагога в новом коллективе (4 ч.)
- 35. Система музыкального образования. Требования к ученикам и репертуар (8 ч.)
- Литература
- А) Рекомендуемая литература
- Б) Школы и пособия
- В) Цитируемая литература
- Г) Литература к темам