logo
Metprg11_A5

7. Методы обучения и стимулирования (4 ч.).

Методы обучения подразделяют (а) по доминирующим средствам на: 1) словесные, 2) наглядные, 3) практические (детализация: определение, объясне­ние, примеры, вопросы, аналогии). (б) по характеру учебно-познавательной дея­тельности — на (1) репродуктивные («делай как я») и (2) продуктивные, твор­ческие. Репродуктивные методы формируют навыки основных мыслительных операций, но не развивают и не формируют творческие способности.

Продуктивные методы предполагают возникновение проблемы. Учебная проблема — разрешенная наукой, но еще не известная обучаемому. Проблемная ситуация возникает при: а) наличии проблемы; б) оптимальной трудности проблемы; в) значимости для учащегося успеха в её разрешении; г) познавательной потребности и поисковой активности учащегося.

Стимулирующее воздействие оказывает каждый метод. Можно выделить специфические черты дополнительных методов: соревнование, поощрение, наказание. Необходимость тщательнейшего баланса этих методов.

Опасности соревнования, перерастающего в конкуренцию и приводящего у неудачника к комплексу неполноценности. Продуктивное противоядие — соревнование с самим собой.

Педагогический такт, необходимый при точной дозировке поощрения и наказания.

Литература: [7.] [32.] [105.] [108.] [118.] [122.]