logo
Metprg11_A5

21. Интонация (2 ч.)

Интонация — не ловкость рук, быстро поправляющих неверно взятые ноты (недоверие Флеша к слухомоторной координации не оправдано). Тартини не зря рекомендовал сначала петь, затем играть. Звуковысотная интонация — точный двигательный навык, направляемый слухом.

Объективно чистой интонации не существует. Все 3 математических строя не удовлетворяют художественные запросы скрипача. В разных ситуациях применимы разные строи, а также их многообразные комбинации. Различие интонации мелодии и двойных нот. Влияние скорости чередования нот в пассажах и трелях на интонацию.

Волнистость грифа индивидуальна. В меру — она способствует лучшему прижатию струны к грифу, выполняя в определенной степени роль порожка.

Солист строит скрипку чуть выше рояля, это повышает яркость звука при игре с ф-но, обеспечивает точность строя баска и флажолетов на нем (еще важнее — на альте). В трио и квартете — слегка сужать квинты, сближая до виолончели и ми скрипки (Р. Дубинский).

Целесообразность игры гамм в разных тональностях, разных звукорядов. Опасность «завершения» после арпеджио D7 в новой тональности и возврата для игры в другом темпе в старую тональность (Байбуров).

Audio: Крейслер Capr Viennoise: Крейслер; Шоссон Поэма ([11]?): Мильшт., Третьяков, Хейф.; Конюс Концерт, кад.: Гольдштейн.

Литература: [36.] [79.] [96.] [149.] [167.]