logo
Metprg11_A5

27. Система занятий (4 ч.)

Домашние занятия — самый важный участок работы. Начинать занятия — прежде, чем берется в руки инструмент. Девиз занятий — поиск нового.

Нельзя «заниматься», нужно творить. (1) сокращается время, эффект растёт (а при «занятиях» происходит тренировка рук). Народные музыканты не занимаются, блестяще владея инструментом.

Творчески играть всё, вплоть до упражнений Шрадика. Гамма — достижение недавнего времени (Сальери не прав).

(2) нужна самостоятельность, опора на свои художественные качества.

(3) экономить время, избегая лишних повторений, превращая работу в умственный труд. Лучше тот шахматист, который видит дальше вперёд, на бóльшее число ходов. При грамотном разучивании пассажа (max. 5—6 повторений при высшем внимании) результат — назавтра. Целесообразность повторения назавтра, тоже экономия времени.

Преемственность требует ежедневных занятий. (Паганини, Сарасате могли пропустить неск. дней, а Венявский должен был ежедневно по много часов) Свыше 5 часов = просто размахивать руками. Если >30‘ подряд не устала голова, значит, мала интенсивность внимания. Оптимально в 3 приёма в течение дня: наилучшая двигательная организация днём, психическая вечером.

Опасности: (1) систематичность не должна переходить в однообразие. «Норма» (разыгрывание—гамма—этюд—медленная пьеса—виртуозная пьеса—концерт) = вредна, затрудняет вхождение в творческий процесс.

(2) Каждое следующее произведение надо учить быстрее. Избежать дезорганизации можно, если переходить к другому пр-ю, достигнув некоторого результата в предыдущем (у Вольтера 6 пюпитров, он работал над несколькими трудами одновременно).

(3) отсутствие самокритики (Ауэр: заучивание собственных ошибок). Вредно заниматься сидя (оркестр сел в опере, квартет — по обычаю аристократии) и ещё более — ходить во время занятий (меняется положение центра тяжести).

Литература: [7.] [8.] [44.] [98.]