12. Способности и их развитие. Типы учеников (4 ч.)
Способности — индивидуально-психические особенности, отличающие одного от другого; имеющие отношение к деятельности, не сводимые к выработанным навыкам и знаниям. Врожденными могут быть лишь задатки, способности развиваются в процессе соответствующей деятельности.
Три группы музыкальных способностей: (а) общие: (1) способность переживать музыку как некоторое содержание; (2) дифференцированно воспринимать звуковую ткань [Теплов [143., 210]: ладовое чувство + ритм]; (3) внутренний слух, способность к внутреннему представлению; (б) двигательные: (4) быстрота реакции; (5) координация движений, их управляемость слухом; (6) способность к переключению типов движений; (в) способности, связанные с характером человека: (7) внимание; (8) эмоциональное развитие; (9) интеллект. [грубо обобщая, это обычно называют: Cлух, ритм, память]
Принципиальная бесконечность развития способностей; зависимость достижения «предела» от продолжительности жизни, методов обучения, самообразования, самооценки и т. д.
Неправомерно объяснять неспособностью неумение выполнять некоторую деятельность, например, читать с листа.
Одаренность как сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения успеха в определенной деятельности. Недостаточность любой одаренности для успеха в деятельности, требование владения необходимыми знаниями и навыками. Если не учиться музыке и не заниматься систематически музыкальной деятельностью, невозможно выполнять функции оперного дирижера или концертирующего пианиста при любой гениальной одаренности. Продуктивность комплексных музыкальных занятий с малышами, сочетающих слушание, наблюдение, исполнение и сочинение (импровизацию).
Фундаментальное положение о воспитуемости музыкальных способностей.
Типы учеников (А. И. Ямпольский) [Нумерация изменена: попарно противоположные].
┌1. Инициативность, самостоятельность.
└2. (=8) Отсутствие ясно выраженных вкусов, склонностей, устремлений, слабая творческая инициатива, несамостоятельность.
┌3. (=2) Неспособность ученика к обобщениям музыкально-творческого и методического порядка [наиболее распространен].
└4. (=3) Неумение довести работу до конца при легком и быстром усвоении материала (часто у весьма способных).
┌5. (=4) Повышенная эмоциональность (невладение эмоциями).
└6. (=5) Проявление пассивности, флегматичности (не в жизни).
┌7. (=6) Проявление нервозности (часто из-за пробелов в подготовке).
└8. (=7) Проявление упрямства и строптивости (самоуверенность).
Три основных момента в вопросе о стратегии развития ученика:
1. Всесторонняя характеристика ученика на исходном этапе развития;
2. Определение пути развития;
3. Определение темпов развития.
Примеры: Любовь к трем апельсинам: а) врачи сказали, что излечить принца может только смех (где нашли таких врачей = самая фантастическая фраза!); б) Апельсины открывать можно только у воды (о правилах и их выполнении)
Audio: Бтх Сонаты: Шнейдерхан (год?) (= как не надо: скрупулёзно, однако невыразительно)
Литература: [25.] [104.] [109.] [112.] [143.] [147.] [154.] [155.]
- Рабочая программа по методике обучения игре на инструменте
- Пояснительная записка
- Вспомогательные средства и приёмы
- Структура курса
- Требования к обучающимся Общие требования к минимуму содержания по дисциплине
- Организационные требования
- Домашние задания
- Экзаменационные требования
- Тематический план
- I семестр (38 ч.)
- II семестр (34 ч.)
- III семестр (38 ч.)
- Краткое содержание тем
- 1. Введение. Что такое методика и для чего она нужна (2 ч.).
- 2. Педагогика и ее основные черты. Педагогика и психология (1 ч.).
- 3. Педагогика музыкальной школы — общие принципы. Прием в дмш и первые уроки. Соотношение музыкального и технического развития (4 ч.).
- 4. Школы, руководства и репертуар для начального обучения (2 ч.)
- 5. Установка. Обмен информацией и механизмы усвоения знаний (1 ч.).
- 6. Мотивация; способы педагогического воздействия на ученика (2 ч.).
- 7. Методы обучения и стимулирования (4 ч.).
- 8. Общие принципы дидактики (2 ч.).
- 9. Механизм организации движений и процесс формирования навыков (3 ч.).
- 10. Личность педагога и общение (3 ч.).
- 11. Отражение действительности и внимание (4 ч.)
- 12. Способности и их развитие. Типы учеников (4 ч.)
- 13. Музыкальный слух (2 ч.)
- 14. Память (4 ч.)
- 15. Личность и характер. Развитие личности, типы учеников (4 ч.)
- 16. Теоретические основы постановки. Школа Ауэра (2 ч.).
- 17. Постановка корпуса и правая рука (2 ч.)
- 18. Основные принципы постановки левой руки (2 ч.)
- 19. Аппликатура. Смена позиций. Переходы (4 ч.)
- Смена позиций
- 4 Основных вида переходов и 3 дополнительных:
- 20. Звукоизвлечение, распределение смычка. Вибрато (4 ч.).
- 21. Интонация (2 ч.)
- 22. Смена смычка, смена струн. Легато (4 ч.)
- 23. Ритм, метр и темп (2 ч.)
- 24. Динамика, фразировка, агогика (2 ч.)
- 25. Артикуляция. Штрихи (2 ч.)
- 26. Построение урока (2 ч.)
- 27. Система занятий (4 ч.)
- 28. Работа над произведением (5 ч.)
- 29. Физическое состояние при исполнении и подготовке к нему. Взаимовлияние физических и психических процессов (1 ч.)
- 32. Орнаментика и способы нотной записи в разные эпохи (4 ч.)
- 33. Чтение с листа. Импровизация (2 ч.)
- 34. Педагогический процесс воспитания будущего музыканта. Взаимоотношения педагога в новом коллективе (4 ч.)
- 35. Система музыкального образования. Требования к ученикам и репертуар (8 ч.)
- Литература
- А) Рекомендуемая литература
- Б) Школы и пособия
- В) Цитируемая литература
- Г) Литература к темам