6. Мотивация; способы педагогического воздействия на ученика (2 ч.).
(Анекдот) Рота! Кто поедет на картошку… (см. тему 1).
Стимулы к труду (С.Раппопорт): голод; холод; страх; насилие; долг; нажива, выгода; конкуренция и самоутверждение; честолюбие, самовыражение; подражание; познавательная потребность; радость (эстетический).
Целенаправленность как основное отличие человеческой деятельности (в природе всё целесообразно). Потребности — физиологические и социальные, выражающие природу человека как общественного существа. Жизненно необходимые социальные потребности: а) в человеческих связях, б) в самоутверждении, в) в привязанности, г) в самосознании, д) потребность в системе ориентации и объекте поклонения. Значение способов удовлетворения этих потребностей, деструктивность однобокого, неполного удовлетворения, при котором разрушается личность (например, ущербность тирана).
Пример: Р-К. Ц.Н. (Любаша и Марфа); Верди Аида и Амнерис.
Фундаментальность познавательной потребности, свойственной человеку с самого рождения, и опасность её подавления. Развитие познания от перцептивных исследований окружающего мира и практических действий к интеллектуальным формам познания. Значение поисковой активности для выживания.
Острые моменты в период опредмечивания потребности (ср. т. 5): а) обширный круг предметов, возможных для удовлетворения потребности; б) быстрая фиксация потребности на первом подходящем предмете. Необходимость пристального внимания родителей и педагогов к моменту, когда ребёнок находится в беспокойстве, напряженном поиске, метаниях. Мотив как предмет потребности.
Примеры: а) почему погиб Ленский; б) Татьяна (Е.О.)
(ср. тему 10 ‑ врата сортировки – за сколько пробежите 100 м?)
Способов педагогического воздействия по существу всего два: кнут и пряник. Однако эффективность обоих недостаточна, если убеждающий, воздействующий не учитывает реальные внутренние потребности убеждаемого. В комплексе потребностей, в целом общем для большинства людей, у конкретного ученика приоритетной может оказаться другая, не существенная в глазах педагога, воспитателя [9b.].
Детализация: убеждение, упражнения и приучения, обучение, стимулирование, контроль и оценка. Приём — элементарное звено процесса; метод как система приёмов, позволяющих решать педагогические задачи. Формы организации педагогического воздействия: учебный процесс; внеаудиторная работа; семейное воспитание; воспитательная деятельность детских и молодежных организаций; воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и СМИ.
Виды воздействия. Убеждение словом: беседа, лекция, диспут. Действенность примера.
Типы упражнений: упражнения в полезной деятельности; режимные упражнения с целью выработки благоприятного режима деятельности, согласованного с физиологическими реакциями организма; специальные упражнения, призванные не механически повторять, а творчески совершенствовать умения и навыки. Рынок ‑ близорук.
Хорошо смеется тот, кто стреляет 1-м!
(Пример: Чехов Детвора)
Литература: [8c.] [38.] [46.] [69.] [70.] [71.] [118.] [126.] [127.]
- Рабочая программа по методике обучения игре на инструменте
- Пояснительная записка
- Вспомогательные средства и приёмы
- Структура курса
- Требования к обучающимся Общие требования к минимуму содержания по дисциплине
- Организационные требования
- Домашние задания
- Экзаменационные требования
- Тематический план
- I семестр (38 ч.)
- II семестр (34 ч.)
- III семестр (38 ч.)
- Краткое содержание тем
- 1. Введение. Что такое методика и для чего она нужна (2 ч.).
- 2. Педагогика и ее основные черты. Педагогика и психология (1 ч.).
- 3. Педагогика музыкальной школы — общие принципы. Прием в дмш и первые уроки. Соотношение музыкального и технического развития (4 ч.).
- 4. Школы, руководства и репертуар для начального обучения (2 ч.)
- 5. Установка. Обмен информацией и механизмы усвоения знаний (1 ч.).
- 6. Мотивация; способы педагогического воздействия на ученика (2 ч.).
- 7. Методы обучения и стимулирования (4 ч.).
- 8. Общие принципы дидактики (2 ч.).
- 9. Механизм организации движений и процесс формирования навыков (3 ч.).
- 10. Личность педагога и общение (3 ч.).
- 11. Отражение действительности и внимание (4 ч.)
- 12. Способности и их развитие. Типы учеников (4 ч.)
- 13. Музыкальный слух (2 ч.)
- 14. Память (4 ч.)
- 15. Личность и характер. Развитие личности, типы учеников (4 ч.)
- 16. Теоретические основы постановки. Школа Ауэра (2 ч.).
- 17. Постановка корпуса и правая рука (2 ч.)
- 18. Основные принципы постановки левой руки (2 ч.)
- 19. Аппликатура. Смена позиций. Переходы (4 ч.)
- Смена позиций
- 4 Основных вида переходов и 3 дополнительных:
- 20. Звукоизвлечение, распределение смычка. Вибрато (4 ч.).
- 21. Интонация (2 ч.)
- 22. Смена смычка, смена струн. Легато (4 ч.)
- 23. Ритм, метр и темп (2 ч.)
- 24. Динамика, фразировка, агогика (2 ч.)
- 25. Артикуляция. Штрихи (2 ч.)
- 26. Построение урока (2 ч.)
- 27. Система занятий (4 ч.)
- 28. Работа над произведением (5 ч.)
- 29. Физическое состояние при исполнении и подготовке к нему. Взаимовлияние физических и психических процессов (1 ч.)
- 32. Орнаментика и способы нотной записи в разные эпохи (4 ч.)
- 33. Чтение с листа. Импровизация (2 ч.)
- 34. Педагогический процесс воспитания будущего музыканта. Взаимоотношения педагога в новом коллективе (4 ч.)
- 35. Система музыкального образования. Требования к ученикам и репертуар (8 ч.)
- Литература
- А) Рекомендуемая литература
- Б) Школы и пособия
- В) Цитируемая литература
- Г) Литература к темам