logo
Metprg11_A5

20. Звукоизвлечение, распределение смычка. Вибрато (4 ч.).

Звукоизвлечение — задача с 3 неизвестными: скорость, нажим, место ведения смычка. Необходимость ведения смычка параллельно подставке и случаи косого ведения смычка.

Скрежет баска при ff, встречающийся даже у мастеров, — чаще всего плод небрежности, хотя может быть использован как художественно-выразительный прием (аналогия — «бартоковское» pizz.).

Техника исполнения аккордов. Случаи разнотембрового, разнохарактерного исполнения разных голосов даже одного аккорда. Удар как средство «пробить» скрип в аккорде (Баршай).

Особые приемы звукоизвлечения: pizzicato (правой и левой рукой), sul ponticello, col legno (ударом и ведением), sur le chevalet (за подставкой), gettando d’arco, ведение смычка между пальцами и порожком [Дж.Крам], удар пальцем (-ами) л. руки по грифу. Способы исполнения pizzicato: legato и staccato; glissando. Особенности положения большого пальца пр. руки при быстрой смене и чередовании pizzicato и arco.

Флажолеты, особенно искусственные и тем более двойные, требуют очень мягкого прикосновения смычка к струне в точке, приближённой к подставке, как будто левая рука находится в очень высокой позиции.

Особенности исполнения синкоп — отпускание смычка после чёткой атаки.

Распределение смычка как средство выравнивания звучания и, наоборот, подчеркивания, акцентирования отдельных звуков. Необходимость уметь сохранять силу звука при разных скоростях движения смычка.

Атака звука — как правило, активная. Распространённая ошибка — постоянное «вплывание» звука (действительно сильное выразительное средство, требующее внимания и точного обоснования).

Историческая обусловленность разных приёмов звукоизвлечения, необходимость учёта национальных особенностей музыки (см. тему 19).

Вибрато — принцип звукоизвлечения, призванный разнообразно украсить звук, придать ему носкость в большом помещении. Основа — колебание подушечки пальца. Типы вибрато: локтевое, кистевое, вращательное.

В мелодии вибрато передается от ноты к ноте. Импульс вибрато вверх способствует яркости звука, просветлению тембра, пробивной силе в зале, при соперничестве с оркестром или роялем. Целесообразно начинать знакомство с техникой вибрато с колебательного скольжения пальца вокруг основной ноты, начиная с движения вверх. Для мелодической определенности нередко целесообразно начинать вибрировать до начала звучания. Сильный, специфический прием — запаздывающее начало вибрирования, требует чувства меры и хорошего вкуса.

Влияние на частоту вибрато пониженного и повышенного положения

DVD: Дебюсси Лунный свет: Ойстрах; .

Audio: Шуберт Nocturne (Trio): Bylsma; ? S.Vaughan.

Литература: [1.] [10.] [31.] [61.] [75.] [81.] [128.] [138.] [149.] [166.]