28. Работа над произведением (5 ч.)
I сторона — воспитание музыканта-художника; II — работа произведения над скрипачом.
А. Подготовительный период, 2 основных этапа: 1) цели работы, определяемые познанием произведения — а) автор, эпоха, стиль (= установка, тема 5); б) разбор: структура, технические и музыкальные задачи (звуковые, фразировочные, динамические, выбор аппликатуры).
2) изучение произведения, т. е. воплощение: нахождение выразительных приемов, соответствующих художественному целому, стержневого движения (темпа) и отклонений от него, сквозная мысль. Избегать лишних, неосмысленных повторений (тема 27).
Б. Эстрадное исполнение. 1-е выступление — проверка качества изучения. Последующие исполнения не должны копировать предыдущее; чем выше художник — тем больше разнообразие.
Профессиональная трудность — не дать потускнеть произведению при многократных повторениях. При «заигрывании» можно отложить, а потом возобновлять работу с начала.
Умение учить новое произведение — верный выбор мест, которые надо собственно учить, и которые нужно только понять, прочувствовать и запомнить. Доверие к себе.
Поведение перед и во время выступления — трудная проблема (ср. тему 29). «Предконцертный режим» — сосредоточение на творческих задачах. Необходим 3‑4-кратный запас.
Генеральная репетиция накануне — наименее благоприятна. Лучше через день или утром, в день концерта: включается охранительный механизм торможения, сбережения сил. В артистической можно играть разное, чаще не то, что на сцене, но близкое по задачам.
Опасно призывать ученика «не волноваться», лучше — «не бояться ошибиться» (ср. т. 33). Не следует выпускать ученика на концерт или экзамен недостаточно подготовленным: есть опасность срыва и возникновения комплексов.
Audio: Бах Прелюдия E-dur: Хейфец, В.Карлос (=Кантата № 29), Рахманинов; ?Шоссон Поэма ([11]): Мильшт., Третьяков, Хейф.
Audio: Шпор Кнц. № 8: Куленкампф и Хейфец
Литература: [15.] [39.] [44.] [45.] [47.] [50.] [52.] [58.] [64.] [67.] [91.] [93.] [106.] [129.] [134.] [153.]
- Рабочая программа по методике обучения игре на инструменте
- Пояснительная записка
- Вспомогательные средства и приёмы
- Структура курса
- Требования к обучающимся Общие требования к минимуму содержания по дисциплине
- Организационные требования
- Домашние задания
- Экзаменационные требования
- Тематический план
- I семестр (38 ч.)
- II семестр (34 ч.)
- III семестр (38 ч.)
- Краткое содержание тем
- 1. Введение. Что такое методика и для чего она нужна (2 ч.).
- 2. Педагогика и ее основные черты. Педагогика и психология (1 ч.).
- 3. Педагогика музыкальной школы — общие принципы. Прием в дмш и первые уроки. Соотношение музыкального и технического развития (4 ч.).
- 4. Школы, руководства и репертуар для начального обучения (2 ч.)
- 5. Установка. Обмен информацией и механизмы усвоения знаний (1 ч.).
- 6. Мотивация; способы педагогического воздействия на ученика (2 ч.).
- 7. Методы обучения и стимулирования (4 ч.).
- 8. Общие принципы дидактики (2 ч.).
- 9. Механизм организации движений и процесс формирования навыков (3 ч.).
- 10. Личность педагога и общение (3 ч.).
- 11. Отражение действительности и внимание (4 ч.)
- 12. Способности и их развитие. Типы учеников (4 ч.)
- 13. Музыкальный слух (2 ч.)
- 14. Память (4 ч.)
- 15. Личность и характер. Развитие личности, типы учеников (4 ч.)
- 16. Теоретические основы постановки. Школа Ауэра (2 ч.).
- 17. Постановка корпуса и правая рука (2 ч.)
- 18. Основные принципы постановки левой руки (2 ч.)
- 19. Аппликатура. Смена позиций. Переходы (4 ч.)
- Смена позиций
- 4 Основных вида переходов и 3 дополнительных:
- 20. Звукоизвлечение, распределение смычка. Вибрато (4 ч.).
- 21. Интонация (2 ч.)
- 22. Смена смычка, смена струн. Легато (4 ч.)
- 23. Ритм, метр и темп (2 ч.)
- 24. Динамика, фразировка, агогика (2 ч.)
- 25. Артикуляция. Штрихи (2 ч.)
- 26. Построение урока (2 ч.)
- 27. Система занятий (4 ч.)
- 28. Работа над произведением (5 ч.)
- 29. Физическое состояние при исполнении и подготовке к нему. Взаимовлияние физических и психических процессов (1 ч.)
- 32. Орнаментика и способы нотной записи в разные эпохи (4 ч.)
- 33. Чтение с листа. Импровизация (2 ч.)
- 34. Педагогический процесс воспитания будущего музыканта. Взаимоотношения педагога в новом коллективе (4 ч.)
- 35. Система музыкального образования. Требования к ученикам и репертуар (8 ч.)
- Литература
- А) Рекомендуемая литература
- Б) Школы и пособия
- В) Цитируемая литература
- Г) Литература к темам