logo
Metprg11_A5

28. Работа над произведением (5 ч.)

I сторона — воспитание музыканта-художника; II — работа произведения над скрипачом.

А. Подготовительный период, 2 основных этапа: 1) цели работы, определяемые познанием произведения — а) автор, эпоха, стиль (= установка, тема 5); б) разбор: структура, технические и музыкальные задачи (звуковые, фразировочные, динамические, выбор аппликатуры).

2) изучение произведения, т. е. воплощение: нахождение выразительных приемов, соответствующих художественному целому, стержневого движения (темпа) и отклонений от него, сквозная мысль. Избегать лишних, неосмысленных повторений (тема 27).

Б. Эстрадное исполнение. 1-е выступление — проверка качества изучения. Последующие исполнения не должны копировать предыдущее; чем выше художник — тем больше разнообразие.

Профессиональная трудность — не дать потускнеть произведению при многократных повторениях. При «заигрывании» можно отложить, а потом возобновлять работу с начала.

Умение учить новое произведение — верный выбор мест, которые надо собственно учить, и которые нужно только понять, прочувствовать и запомнить. Доверие к себе.

Поведение перед и во время выступления — трудная проблема (ср. тему 29). «Предконцертный режим» — сосредоточение на творческих задачах. Необходим 3‑4-кратный запас.

Генеральная репетиция накануне — наименее благоприятна. Лучше через день или утром, в день концерта: включается охранительный механизм торможения, сбережения сил. В артистической можно играть разное, чаще не то, что на сцене, но близкое по задачам.

Опасно призывать ученика «не волноваться», лучше — «не бояться ошибиться» (ср. т. 33). Не следует выпускать ученика на концерт или экзамен недостаточно подготовленным: есть опасность срыва и возникновения комплексов.

Audio: Бах Прелюдия E-dur: Хейфец, В.Карлос (=Кантата № 29), Рахманинов; ?Шоссон Поэма ([11]): Мильшт., Третьяков, Хейф.

Audio: Шпор Кнц. № 8: Куленкампф и Хейфец

Литература: [15.] [39.] [44.] [45.] [47.] [50.] [52.] [58.] [64.] [67.] [91.] [93.] [106.] [129.] [134.] [153.]