logo
Metprg11_A5

22. Смена смычка, смена струн. Легато (4 ч.)

Смену смычка не надо учить — свободная рука сама находит правильное дви­жение. Старонемецкая школа считала, что смену смычка нужно делать пальцами, на деле это придает смене резкость. Детская фантазия: кораблик по волне.

Необходимо уметь «набирать» смычок перед длинной нотой или лигой, перенося его по воздуху, чтобы не выскакивала последняя нота перед длинной.

7 плоскостей ведения смычка; арпеджирование по 4 струнам = речка по камушкам. Переход на другую струну и возврат на прежнюю. Бариолаж.

Стремление к незаметной смене смычка и струн как средство достижения слитности мелодии; «длинный смычок».

Обратный прием — смена смычка как артикуляционное средство (тема 25).

Важнейшее в технике правой руки — переключение типов движения, а также динамики и статики. Выразительность bel canto не в равномерном ведении смычка, а в ярком начале, смягчении в середине и снова нарастании в конце звука. Художественное впечатление создаётся вниманием к завершению звука.

Лиги смычковые и фразировочные, рассказывать с первых уроков!

Литература: [128.] [149.] [166.]