Структура курса
Общий объем курса Методики составляет с шестого по восьмой семестры 108 часов. Занятия групповые.
В начальном разделе (темы 1—4) акцентированы проблемы современного начального обучения, на этой основе обобщаются некоторые важнейшие принципы работы с начинающими у нас в стране и за рубежом. В работу должны быть включены ранее изданные и новые школы и сборники по начальному обучению.
Второй раздел (темы 5—13) посвящен психологическим аспектам педагогики, проблемам общения, а также методике педагогического воздействия.
В третьем разделе (темы 14—25) дается историческая ретроспектива и сравнительный анализ различных направлений педагогики, сконцентрированы технические и музыкальные проблемы.
Далее (темы 26—35) дается методика проведения урока, планирования работы с учеником и темы, связанные с работой над музыкальным произведением, включающие подготовку и проведение выступления, связанные с этим проблемы физического и нервного состояния. Рассматриваются особенности чтения с листа, ансамблевой игры. В работу также должно быть включено знакомство учащихся с опытом работы выдающихся педагогов.
Возможно выделение части основного курса — программы «Изучение педагогического репертуара» в лекционно-семинарской форме. Целью является подготовка студентов к самостоятельному изучению педагогического репертуара разных эпох и стилей, разных школ и направлений, углубленный методический разбор на конкретном музыкальном материале. Темами могут быть проблемы исполнения старинной музыки, произведений венских классиков, русской и современной музыки, ансамблевая литература, а также подробное критическое рассмотрение новых методических пособий и школ.
Программа содержит рекомендательный список литературы. Некоторые названия являются хрестоматийными, классическими (например, [4.], [107.] или [149.]), другие дискуссионны, содержат спорные положения или нуждаются в уточнении. Во многих имеются библиографии, расширяющие данный список. Наивно полагать, что можно стать мастером своего дела, прочитав эти книги и статьи. Равно непродуктивно игнорировать опыт предшественников, их достижения и ошибки. Творческое осмысление этого опыта — мощный инструмент и стимул собственного развития педагогов и учащихся.
- Рабочая программа по методике обучения игре на инструменте
- Пояснительная записка
- Вспомогательные средства и приёмы
- Структура курса
- Требования к обучающимся Общие требования к минимуму содержания по дисциплине
- Организационные требования
- Домашние задания
- Экзаменационные требования
- Тематический план
- I семестр (38 ч.)
- II семестр (34 ч.)
- III семестр (38 ч.)
- Краткое содержание тем
- 1. Введение. Что такое методика и для чего она нужна (2 ч.).
- 2. Педагогика и ее основные черты. Педагогика и психология (1 ч.).
- 3. Педагогика музыкальной школы — общие принципы. Прием в дмш и первые уроки. Соотношение музыкального и технического развития (4 ч.).
- 4. Школы, руководства и репертуар для начального обучения (2 ч.)
- 5. Установка. Обмен информацией и механизмы усвоения знаний (1 ч.).
- 6. Мотивация; способы педагогического воздействия на ученика (2 ч.).
- 7. Методы обучения и стимулирования (4 ч.).
- 8. Общие принципы дидактики (2 ч.).
- 9. Механизм организации движений и процесс формирования навыков (3 ч.).
- 10. Личность педагога и общение (3 ч.).
- 11. Отражение действительности и внимание (4 ч.)
- 12. Способности и их развитие. Типы учеников (4 ч.)
- 13. Музыкальный слух (2 ч.)
- 14. Память (4 ч.)
- 15. Личность и характер. Развитие личности, типы учеников (4 ч.)
- 16. Теоретические основы постановки. Школа Ауэра (2 ч.).
- 17. Постановка корпуса и правая рука (2 ч.)
- 18. Основные принципы постановки левой руки (2 ч.)
- 19. Аппликатура. Смена позиций. Переходы (4 ч.)
- Смена позиций
- 4 Основных вида переходов и 3 дополнительных:
- 20. Звукоизвлечение, распределение смычка. Вибрато (4 ч.).
- 21. Интонация (2 ч.)
- 22. Смена смычка, смена струн. Легато (4 ч.)
- 23. Ритм, метр и темп (2 ч.)
- 24. Динамика, фразировка, агогика (2 ч.)
- 25. Артикуляция. Штрихи (2 ч.)
- 26. Построение урока (2 ч.)
- 27. Система занятий (4 ч.)
- 28. Работа над произведением (5 ч.)
- 29. Физическое состояние при исполнении и подготовке к нему. Взаимовлияние физических и психических процессов (1 ч.)
- 32. Орнаментика и способы нотной записи в разные эпохи (4 ч.)
- 33. Чтение с листа. Импровизация (2 ч.)
- 34. Педагогический процесс воспитания будущего музыканта. Взаимоотношения педагога в новом коллективе (4 ч.)
- 35. Система музыкального образования. Требования к ученикам и репертуар (8 ч.)
- Литература
- А) Рекомендуемая литература
- Б) Школы и пособия
- В) Цитируемая литература
- Г) Литература к темам