logo search
Metprg11_A5

1. Введение. Что такое методика и для чего она нужна (2 ч.).

Ответ на первый вопрос во многом заключается во втором: когда человек знает, для чего, он может скорее разобраться, что это такое.

[Рота! Кто поедет на картошку — 2 шага вперед! (вышли двое) — Остальные пойдут пешком!]

Педагогика — в равной степени искусство и наука. Необходимость специальных знаний, а также навыков, выручающих в сложных, экстремальных, нештатных случаях. Человек таков, каким он себя не замечает (Байбуров)

Фундаментальные законы просты: (1) скорее сделать педагога не нужным; (2) смысл существования педагога научить применить общий закон к частному конкретному случаю. Границы действия правил — пример: а) на мокрой дороге (скользко); б) на встречной полосе в полуметре влево — все правила обратны!

(1) Каждый элемент должен быть прочувствован и освоен, так как профессио­нальный уровень определяется прежде всего понятием школы. Записи и конспек­ты помогут с течением времени заново переосмыслить то, что в силу возраста и недостатка опыта не может быть качественно усвоено во время обучения. Между тем осмысление методического материала невероятно расширяет кругозор музы­канта по сравнению с уроками по специальности, поскольку очень часто легче са­мому сыграть, чем объяснить, как это делается. Педагог имеет дело с учениками разных физических данных, характеров, индивидуальностей, и тем самым выходит из ограниченного круга только собственных ощущений и представлений. Опыт показывает: набиваешь шишки там, где тебя не научили.

(2) Не менее 90% содержания человеческой деятельности (а значит, и методики обучения) общи у шахтера и летчика, сапожника и балерины, и только один последний процент отличает специфику скрипача от контрабасиста или виолончелиста. Широта кругозора, умение увидеть ценное для себя в смежных и даже в кажущихся далекими областях повышает значимость специалиста и, с другой сто­роны, является показателем его заинтересованности и любви к своей профессии. Полноценная методика способна определить профессиональную судьбу человека. Поверхностное же обучение напоминает подготовку лётчиков-камикадзе, кото­рых даже не учили посадке самолета (сажал всегда опытный инструктор). Двухтомный учебник Полевая геология акад. В. А. Обручева [184.] включал в себя в том числе секреты разжигания костра в дождь и седлание лошади.

(3) Профессиональная деятельность, профессиональный анализ, в том числе педагогический, содержит долю «анатомического расклада», профессионального цинизма. Необходимо уметь так разъять объект, чтобы можно было собрать его снова, не утратив его живую душу.

(4) Цель нашего предмета, т. е. исполнительство — игра на инструменте. Лёгкость этой игры обманчива, на самом деле она — плод огромного труда. И сделать этот труд привлекательным для ученика — одна из задач педагога.

(5) Звёздная болезнь — острая, сложная проблема, которую трудно заметить и ещё труднее решать.

(6) Физическая тренированность, о которой музыканты-исполнители заботятся, пожалуй, меньше всего. Ошибочность мнения, что физическая сила не способствует точности тонких движений, снижает чувствительность и т. п. Задача грамотного построения тренировки и выбора вида нагрузки. Крайне существенно физическое состояние также для нервно-психической устойчивости как на сцене, так и в занятиях с учениками.

(7) Педагог не может учить так, как учили его в давно прошедшие времена (это не значит, что надо отбрасывать старое только за то, что оно старое: талант, мастерство, самоотдача наших великих предшественников — для нас всегда неизменный ориентир!), а должен смотреть далеко вперед, нацеливаясь на то время, когда его воспитанники выйдут из стен учебного заведения.

(8) Мотивация. Решительное изменение стимулов к учению в рыночных условиях. Привлекательность деятельности, не сулящей немедленно высоких доходов, становится проблемой для педагога.

(9) Проблема вхождения начинающего педагога в новый для него, но давно сложившийся коллектив. Делать «как все» невозможно при всем желании, делать же по-своему — значит нарушать устоявшиеся стереотипы. Искусство общения, на нескольких уровнях — с учениками, с родителями учеников, с коллегами, с обслуживающим персоналом, с непосредственным руководством и с руководителями высших рангов. Всегда эффективнее встроиться в идущий процесс, чем в него вмешаться.

(10) Конкуренция, зависть — чем ты лучше работаешь, тем взыскательнее к тебе относятся, тем строже с тебя спрашивают, тем ревностнее относятся коллеги. А если работаешь плохо — тебе предпочтут другого. Жить и работать в таких «ножницах» совсем не легко.

(11) Педагог не может работать «в стол», ожидая понимания и признания последующих поколений. Недаром говорится, что педагог должен быть терпеливым оптимистом. Высший класс работы, высшее достижение педагога в том, чтобы ученик не заметил, не почувствовал, что на него воздействовал педагог. Этот существенный компонент искусства педагога требует даже в известной степени мужества. Здесь выручает знание общей закономерности, что наилучший руководитель всегда тот, в отсутствие которого дело идет так же, как и при нём. Цель педагога — как можно скорее сделаться не нужным ученику.

(12) Современная методика, опираясь на предметную, эмпирическую наглядность, должна выводить педагога на более высокий уровень — теоретического обобщения. Это позволяет не вырабатывать отдельные приёмы и навыки для каждого из обширнейшего многообразия художественных требований, а делать гибким, обобщённо-многогранным сам приём, увеличив спектр его действия.

(13) Использование системного подхода, чтобы новые знания и навыки не наваливались на ученика бесформенной массой, а находили своё место в уже имеющейся у него хотя бы в зачатке системе собственных взглядов и умений. Необходимость научить ученика учиться, самому выстраивать и обустраивать свою собственную систему.

Опасность неумеренной любви. ПримерыН.С.Лесков Продукт природы [183.], басня Эзопа об обезьяне и детёнышах [185.] (ср. тему 10).

(14) Есть прямая, хотя и не очевидная аналогия: иностранный язык и нотная запись прошлых веков, особенно эпохи барокко. Как в разных языках одинаковые буквы означают разные звуки, так и в записи Баха, Моцарта или Прокофьева одинаково написанные нотные знаки обозначают не одно и то же. В мире всё большее значение имеет обращение к авторскому тексту, уртекстам и даже факсимиле автографов крупнейших композиторов. Наше образование должно включать в себя знание особенностей нотного языка прошлого. Умение же читать уртекст и редактировать его предполагает достаточно развитой интеллект и чувство стиля, т. е. высокий уровень общей культуры. Это необходимо культивировать с самого раннего детства.

(15) Найти в навязчивом потоке радио-, ТВ- и т. п. рекламы, среди шумной, одурманивающей и оболванивающей поп-«музыки», которую не слышать невозможно, место для глубокого искусства, открыть окошко к духовным вершинам, дать ученикам почувствовать тончайшие оттенки мастерства, привлечь интерес к тайнам и трудностям профессии — также благородная задача для педагога.

(16) Работа педагога лишь на поверхностный взгляд внешне отличается от деятельности исполнителя. Школьный класс, даже если в нём всего один ученик или студент, требует от педагога столь же полной отдачи, как и публика концертного зала от музыканта-солиста. И точно так же не работают прошлые заслуги.

(17) Методика призвана учить учиться и самогó будущего педагога, помочь выработать навыки самостоятельной работы с литературой, развить способность к наблюдению и самонаблюдению, к видению себя как бы со стороны.

Литература: [37.] [38.] [51.] [59.] [60.] [66.] [83.] [107.] [121.] [122.] [143.] [147.] [150.]