logo search
Мет УП 2011

Методика изучения уровня развития коллектива

Проблема изучения уровней развития групп трудовых коллективов является малоразработанной. В социальной психологии установлено, что от уровня развития группы зависит эффективность работы ее членов. Групповое состояние представляет собой относительно статический момент развития динамики группы, характеризующий устойчивость, закрепленность и повторяемость действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействий.

Основные состояния группы:

Подготовленность к деятельности – это состояние, которое характеризует степень готовности членов группы к решению поставленной задачи.

Направленность – означает состояние, характеризующееся четким, согласованным осознанием членами группы целей, интересов, норм, способов и средств деятельности, а также критериев оценки результатов.

Организованность – состояние, которое характеризуется четким распределением ролей и статусов в группе, наличием формальной и неформальной структуры.

Активность – состояние, характеризующее способность группы совершать общественно значимую деятельность и выражающее степень реализации физического и интеллектуального потенциала членов группы.

Сплоченность – это состояние, характеризующееся устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы.

Интегративность – такое состояние группы, которое характеризуется согласованностью внутригрупповых процессов.

Референтность – такое состояние группы, членство в которой представляется для людей наиболее ценным и значимым.

Тест «Пульсар» предназначен для оценки уровня развития группы на основе анализа социально-психологических состояний для прогнозирования успешности ее деятельности. По результатам опроса каждого члена группы можно судить о степени ее зрелости.

Порядок работы: члену группы предлагается оценить ряд состояний своей группы по 12-балльной шкале. Оценка фиксируется в ответном листе.

Ответный лист:

Состояние

Баллы

Подготовленность к деятельности

12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Направленность

12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Организованность

12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Активность

12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Сплоченность

12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Интегративность

12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Референтность

12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы всех членов группы по каждому групповому состоянию суммируются и подсчитывается средняя оценка уровня развития группы. О зрелой, сплоченной, работоспособной группе можно говорить в том случае, если средняя оценка находится в пределах от 10 до 12 баллов. Группа является достаточно зрелой, развитой, способной выполнять трудовые задания, если средняя оценка 7-9 баллов. Группа недостаточно зрелая и развитая, не всегда способна эффективно справиться с поставленными задачами, если средняя оценка в пределах 4-6 баллов. Группа характеризуется как незрелая, неразвитая, не может справиться с задачами, если средняя оценка составляет 1-3 балла.

Инструкции к выполнению теста:

В опроснике представлены названия состояний и их содержательная характеристика. В бланке для ответов проставьте, пожалуйста, тот балл (от 12 до1), который, по Вашему мнению, соответствует развитию данного состояния в Вашем коллективе.

Баллы

1.Подготовленность к деятельности

12

11

10

Все члены нашего коллектива обладают глубокими профессиональными знаниями, способны с успехом применять их на практике, заинтересованы в повышении своей квалификации. Каждый член коллектива имеет профессиональный авторитет. Коллектив добивается высоких показателей в труде.

9

8

7

Большинство членов коллектива имеют хорошую профессиональную подготовку, стремятся повысить квалификацию, стараются применять знания на практике.

6

5

4

В нашем коллективе есть и недостаточно квалифицированные работники, которые своим самомнением наносят ущерб профессиональному авторитету коллектива.

3

2

1

Члены коллектива имеют низкую профессиональную подготовку. В большинстве вопросов это дилетанты, не умеющие грамотно решать производственные проблемы и квалифицированно выполнять свои обязанности. Коллектив часто срывает выполнение производственных заданий.

Баллы

2.Направленность

12

11

10

Наш коллектив имеет общую, четкую для всех цель, которая осознается и понимается каждым как собственная. Коллектив опирается на давние традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности. В нашем коллективе высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстие.

9

8

7

Перед нашим коллективом стоит общая задача. Каждый член коллектива стремится удовлетворить свои интересы в рамках решения общей групповой задачи. В коллективе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения.

6

5

4

У каждого члена коллектива существуют индивидуальные цели и ценности, которые совершенно не зависят от официальной цели коллектива. Каждый в своем поведении руководствуется собственными нормами и правилами, не пытаясь согласовать их с другими членами группы.

3

2

1

Наш коллектив существует только как официальная организация, цели которой не принимаются, а часто входят в противоречие с целями отдельных членов коллектива. Каждый строит свое поведение, опираясь на эгоистические цели. В отношениях наблюдается конфликтность, агрессия.

Баллы

3.Организованность

12

11

10

Наш коллектив способен самостоятельно организовать свою работу и досуг. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем, как эффективнее организовать свой труд. В коллективе есть авторитетные специалисты, способные взять на себя функции организаторов работы.

9

8

7

Наш коллектив часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но это не всегда получается эффективно. Наш организатор нечетко представляет себе план работы и возможности каждого.

6

5

4

При попытках коллектива организовать общую работу возникает много споров, суеты, потерь времени. В коллективе нет человека, который мог бы взять на себя функцию организатора, в результате приходится вмешиваться вышестоящему начальнику.

3

2

1

Члены коллектива не могут договориться о том, как совместно организовать работу. Часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя друг друга. В коллективе преобладают соперничество, подавление личности. У нас нет человека, который был бы способен взять на себя организаторские функции. Даже вышестоящее руководство не в состоянии справиться с коллективом.

Баллы

4.Активность

12

11

10

Все члены нашего коллектива люди энергичные, очень заинтересованы в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело. Все очень активно участвуют в решении общих задач коллектива, сотрудничают и помогают друг другу.

9

8

7

Большинство членов коллектива – люди энергичные, заинтересованные в эффективной работе. Когда нужно сделать полезное дело, многие члены коллектива участвуют в общей работе.

6

5

4

Большинство членов коллектива пассивны, мало участвуют в общей работе, не помогают друг другу, стараются решить свои проблемы индивидуально.

3

2

1

Коллектив невозможно поднять на совместное дело. Все члены группы думают только о своих интересах, проявляют пассивность, инертность. Преобладает конкуренция, соперничество.

Баллы

5.Сплоченность

12

11

10

Существует справедливое отношение ко всем членам. Все члены коллектива тесно сработались друг с другом, активно обмениваются знаниями и необходимым для работы инструментом.

9

8

7

Большинство членов коллектива стараются справедливо относиться друг к другу, помочь неопытным, поддержать их. В трудных случаях коллектив объединяется.

6

5

4

Члены группы проявляют друг к другу равнодушие. Трудности, с которыми сталкивается группа, их не волнуют. Каждый предоставлен сам себе и решает свои проблемы самостоятельно.

3

2

1

В нашей группе презрительно относятся к слабым, неопытным, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими. В коллективе часты ссоры, конфликты, взаимные обвинения, подозрения, доносы.

Баллы

6.Интегративность

12

11

10

При необходимости выработать важное решение, определяющее дальнейшую деятельность коллектива, все члены коллектива активно участвуют в этом процессе. Внимательно выслушивается мнение каждого и учитываются его интересы. В результате вырабатывается согласованное решение.

9

8

7

При необходимости выработать важное решение все члены группы стараются активно участвовать в этом. Учитываются мнения большинства членов коллектива. Решения принимаются путем общего гласного голосования.

6

5

4

При необходимости выработки важного решения только узкий круг активистов участвует в процессе его принятия. Учитываются интересы только нескольких членов. Решение принимается без гласного обсуждения.

3

2

1

В коллективе каждый считает свою точку зрения главной и нетерпимо относится к мнению других. В результате совместное решение принять невозможно.

Баллы

7.Референтость

12

11

10

Все члены группы доброжелательно настроены по отношению друг к другу. Развиты взаимопомощь, доверие. Все мы – друзья, глубоко симпатизирующие друг другу. Критика высказывается с добрыми побуждениями. У нас есть чувство гордости за свой коллектив.

9

8

7

В коллективе есть разные люди – хорошие и плохие, очень симпатичные и малопривлекательные. В коллективе у всех хорошее ровное настроение.

6

5

4

Большинство членов нашей группы – люди малопривлекательные, несимпатичные, только в силу производственной необходимости работающие вместе. Относятся друг к другу критически, бывают мелочные придирки. Отношения между людьми прохладные.

3

2

1

Членами коллектива являются люди неприятные, враждебно настроенные по отношению друг к другу. Преобладает настроение угнетенности и пессимизма. Успехи отдельных членов коллектива вызывают зависть, неудачи – злорадство. Люди чувствуют себя рядом с друг другом очень неуютно.

ЗАДАНИЕ 4